Джеймс Аллен об уроках Мельбурна

Старт Гран При Австралии

Новый сезон начался с гонки в Мельбурне, прошедшей по захватывающему сценарию, ведь борьба за места в первой тройке шла до самого финиша. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает об итогах австралийского уик-энда, полагая, что он показал самые разные стороны современной Формулы 1.

Старт сезона 2016 года оказался сумбурным, поскольку команды Формулы 1, FIA и промоутер чемпионата Берни Экклстоун совершили неловкий разворот на 180 градусов, когда выяснилось, что странноватый новый формат квалификации привёл к отсутствию интриги в последние минуты финальной сессии, хотя обычно она проходила в условиях острой борьбы.

О чём это говорит? Тот, кто был в паддоке Мельбурна в этот уик-энд, буквально за 24 часа испытал лучшие и худшие качества Формулы 1. Случившееся продемонстрировало неэффективность законодательной системы чемпионата, при которой у руля всех процессов стоит Стратегическая группа, а Комиссия Формулы 1 и Мировой совет FIA по автоспорту действуют по её указке.

Перед самым началом сезона был изменён формат квалификации, с которым вообще-то никаких проблем не было, причём, в процессе чаша весов несколько раз склонялась то в одну, то в другую сторону. До того, как решение было принято, команды смоделировали квалификацию по новой системе и проинформировали FIA, что интрига в финальной сессии пропадёт полностью. Тем не менее, новшество было принято, и всё вышло именно так, как и говорили команды.

Тем не менее, они стали соучастниками, поскольку все, кроме Ferrari, проголосовали за. При этом социальные сети были полны резко критических оценок, которые высказывали болельщики.

Уже в воскресенье в полдень представители команд провели совещание с Чарли Уайтингом, гоночным директором FIA, и Маттео Бончиани, руководителем пресс-службы федерации, и решили вернуть прежнюю систему квалификации. Заодно были смягчены ограничения на радиопереговоры: командам разрешили обсуждать с гонщиками вопросы тактики.

Когда стартовала гонка, вперёд стремительно вырвались две Ferrari, что обеспечило нам отличный Гран При, изобиловавший дуэлями на трассе, и захватывающую тактическую интригу. Третье новшество, о котором говорили несколько меньше, а именно появившаяся у команд возможность по ходу гонки выбирать из трёх вариантов составов резины вместо двух, сделало гонку ещё интереснее: мы видели, как гонщики, использовавшие разнообразные тактические схемы, вели острую борьбу по всему пелотону.

Если бы не правильный выбор тактики, смог бы Роман Грожан добыть 6-е место для Haas, а Даниэль Риккардо финишировать 4-м за рулём Red Bull? Точно также исход борьбы за победу в гонке был предопределён тактическими решениями, принятыми после того, как гонка была приостановлена красными флагами.

На этот раз победа досталась Mercedes, поскольку в Ferrari не могут работать с резиной Medium столь же эффективно, как в чемпионской команде, и им пришлось применить иную тактическую схему, в результате чего инициатива перешла к соперникам.

Герои Формулы 1 – гонщики, и в Мельбурне мы видели, как знаменитые чемпионы вели борьбу в первых рядах, как Фернандо Алонсо пережил жуткую аварию, как молодые и дерзкие пилоты вели принципиальное сражение, да ещё и развлекали всех своими комментариями по радио. Кроме того, мы стали свидетелями истории фантастически успешного дебюта новой американской команды, для которой 6-е место действительно равнозначно победе.

Раз уж мы говорим о лучших и худших сторонах Формулы 1, то надо сказать, что авария Алонсо стала подтверждением и одного, и другого. В гонках машин с открытыми колёсами вероятность подобных происшествий всегда остаётся, особенно в случаях, когда кто-то из гонщиков вернулся за руль после года на скамейке запасных. Однако случившееся вновь продемонстрировало поразительную безопасность машин, благодаря которой Фернандо уцелел.

«Если бы что-то подобное произошло со мной в те времена, когда я выступал в Формуле 1, я сейчас бы тут с вами не разговаривал», - заметил после финиша гонки в Мельбурне Алан Джонс, чемпион мира 1980 года.

Уроки Мельбурна

Впрочем, на противоречивую ситуацию в Формуле 1 можно посмотреть и под другим углом. Во-первых, благодаря истории с форматом квалификации всем, в том числе и FIA, стало окончательно ясно, что с законодательной системой чемпионата надо что-то делать.

Во-вторых, можно вспомнить, что концовка сезона 2015 года, во многом лишённая интриги из-за того, что Льюис Хэмилтон досрочно выиграл титул, вызвала намного меньше разговоров, чем прошлогодний финал чемпионата MotoGP и скандальные истории, его сопровождавшие, когда ссорились Марк Маркес и Валентино Росси. Зато сейчас события Гран При Австралии привлекли намного больше внимания, чем старт сезона в MotoGP, состоявшийся в этот же уик-энд.

В общем, всё хорошо, что хорошо кончается: гонка в Мельбурне была отличной, а квалификации теперь будут проводиться по нормальной схеме. Но всегда надо думать о дне завтрашнем и извлечь из случившегося необходимые уроки.

Один из них состоит в том, что Формуле 1 не стоит экспериментировать с непродуманными реформами без публичного обсуждения будущих перемен. В футболе ведь никому в голову не придёт менять правила игры за две недели до финала чемпионата мира. И никто не станет пересматривать формат забегов на 100 м перед самым стартом Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Но популярность Формулы 1 столь высока, что несмотря на ошибочные решения, она по-прежнему притягивает миллионы болельщиков и остаётся одним из самых привлекательных брендов в мире спорта.

В Мельбурне не было ни президента FIA Жана Тодта, ни Берни Экклстоуна, главы менеджмента Формулы 1. Вместо них в воскресенье команды сами взяли на себя управление, и благодаря этому восторжествовал здравый смысл: нам вернули прежний формат квалификации.

Именно это имеет в виду Экклстоун, когда говорит, что ему не нравится излишне демократичная система принятия решений, при которой он уже не может, как раньше, управлять спортом, применяя диктаторские методы. И теперь вопрос о руководстве чемпионатом стал актуальным, как никогда. Итоги австралийского уик-энда говорят о том, что на этот раз Формуле 1 во многом удалось избежать неприятных последствий за счёт того, что мы увидели отличную гонку, которая прошла в погожий денёк, но в следующий раз может и не повезти.

Спорт по-прежнему занимает крепкие позиции, поскольку в нём выступают сильные и грамотные команды, великолепные гонщики, и Формула 1 всегда может подарить нам захватывающее зрелище. Но в мире идёт процесс переустройства, благодаря развитию интернета и мобильной связи растёт влияние аудитории, которая становится всё более разборчивой. В этой ситуации Ф1 может получить преимущество или проиграть – всё зависит от решений, которые будут приниматься в ближайшие пару лет. Плыть по течению больше нельзя, кто-то должен взять командование на себя.

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё