Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Бахрейне.
В предыдущие два сезона в Бахрейне мы видели яркие обгоны и тактические импровизации команд, быстро реагировавших на менявшуюся обстановку на трассе – прекрасным примером этого стал и Гран При 2016 года.
Хотя ещё до начала гонки из-за технической проблемы сошёл один из главных героев чемпионата, Себастьян Феттель, его напарник по Ferrari Кими Райкконен был весьма быстрым и финишировал вторым, тогда как на шансах Льюиса Хэмилтона сказался очередной неудачный старт.
Позади первой тройки шла очень острая борьба за позиции, и стратегия сыграла фундаментальную роль в распределении мест на финише, доставшихся гонщикам этой группы. Сегодня мы проанализируем, почему для одних команд всё сложилось замечательно, для других – неважно, и как команде Haas опять удалось оседлать удачу.
Ожидания перед стартом
В этом году гонка в Бахрейне прошла на две недели раньше, чем в 2015-м, поэтому температуры были несколько ниже. На самом деле весь уик-энд стояла необычно прохладная погода. Этот фактор существенно сказался на тактике и стал одним из соображений в пользу применения в гонке шин SuperSoft. Резина состава Medium обычно тоже нормально работает в таких условиях, но выяснилось, что на дистанции Гран При она не позволяет ехать достаточно быстро.
На пятничных тренировках ни один из трёх составов не произвёл идеального впечатления, и некоторые команды склонялись к тому, что Medium может стать неплохим компромиссом, когда и ресурс, и темп будут на приемлемом уровне. На деле же оказалось, что в гонке темп на таких шинах был намного медленнее.
Асфальт в Бахрейне по ходу уик-энда всегда покрывается слоем резины, а это способствует применению более мягких составов. Резина Meduim была на 1,5 секунды медленнее, чем Soft, и некоторые команды, включая Williams, за это поплатились.
В 2015 году, когда в распоряжении команд была резина двух составов, оптимальной тактикой в Бахрейне для большинства машин было два пит-стопа, но на этот раз расчёты показывали, что вариант с тремя пит-стопами должен быть быстрее. Однако он сопряжён с риском, прежде всего связанным с трафиком.
Гонка стала необычной ещё и потому, что многие её участники, в том числе первая тройка, меняли тактику уже по ходу дистанции. В этом сезоне мы увидим такое ещё не раз, чему способствует изменение правил, позволяющее командам выбирать резину из трёх вариантов составов. Благодаря ему гонки стали интереснее, поскольку тактическое многообразие стало богаче.
Лидеры меняют тактику по ходу гонки
Победителем гонки стал Нико Росберг, финишировавший перед Кими Райкконеном и Льюисом Хэмилтоном. Фактически инициатива перешла к нему ещё на старте, когда обладатель поула Льюис вновь не лучшим образом тронулся с места, а после столкновения с машиной Валттери Боттаса откатился на седьмую позицию. Райкконен тоже плохо стартовал и оказался на пятой позиции позади Red Bull Даниэля Риккардо.
Но уже ко второму отрезку дистанции Кими и Льюису удалось пробиться на те позиции, на которых они в итоге и финишировали.
Росберг планировал проехать гонку с двумя пит-стопами: на первом пит-стопе он должен был перейти на резину Soft, а на заключительный отрезок поставить Medium. Но по мере того, как события на трассе разворачивались, в Mercedes изменили тактику – это стало следствием плана, который был запущен, когда они попытались помочь Хэмилтону опередить Райкконена.
На первом пит-стопе на машину Льюиса поставили комплект Medium, чтобы выждать, а потом после вторых пит-стопов оказаться впереди Ferrari Кими за счёт более ранней остановки в боксах. Этого не произошло, потому что машина чемпиона мира была повреждена после жёсткого контакта с Williams Боттаса на первом круге, и Льюис ехал примерно на секунду медленнее, чем ожидалось. И тогда в Mercedes применили иную тактику: Хэмилтону поставили шины SuperSoft, чтобы он попробовал подобраться к сопернику, а затем атаковал его на заключительном отрезке гонки.
В Mercedes намеревались вынудить Ferrari повторить тактику Хэмилтона, что Скудерия и сделала. Но это также означало, что Росбергу придётся тоже действовать по такой же схеме, чтобы защититься от Райкконена. Из них троих Нико поменял шины последним, поэтому резина на его машине всегда была свежее, чем у соперников, соответственно его лидерству ничто не угрожало.
Хотя Хэмилтон и сократил отставание, Кими мог ехать достаточно быстро, чтобы на третьем отрезке дистанции спокойно держаться впереди, и стало ясно, что первая тройка финиширует именно в таком порядке. Стало ясно, что в Ferrari действительно сократили отставание от Mercedes, а когда силовые установки из Маранелло на испанском этапе получат новые турбины, они должны сравняться по скорости с чемпионской командой.
Удача вновь на стороне Грожана и Haas F1
В Австралии американской команде повезло: гонка была приостановлена красными флагами до того, как Роман Грожан совершил пит-стоп, поэтому он вообще не потерял времени на смене резины и финишировал шестым. В Бахрейне в Haas действовали хитро и добились прекрасного результата, финишировав пятыми, однако фактор везения вновь сыграл свою роль, поскольку команда применила весьма рискованную тактику.
В команде уверяют, что изначально собирались применить агрессивную схему и планировали три пит-стопа, рассчитывая использовать резину SuperSoft. К реализации этого плана они приступили ещё в субботу, сохранив два свежих комплекта самых мягких шин, сознательно отказавшись от борьбы за выход в финал квалификации и уступив Нико Хюлкенбергу 8-ю стартовую позицию. Это давало Грожану возможность стартовать на новом комплекте SuperSoft, и он мог провести пит-стоп на несколько кругов позже, чем соперники, ехавшие перед ним.
Haas повезло, что на первом круге Хюлкенберг не избежал контакта с другой машиной и отправился в боксы, после чего Грожан мог ехать в том темпе, в каком хотел. Если бы не это, возможно, ему пришлось бы пожалеть об уступке сопернику стартовой позиции.
Арифметика тут такая: вы уступаете позицию ради того, чтобы стартовать на свежем комплекте резины, и обычно он даёт преимущество примерно в 2 секунды по ходу отрезка дистанции по сравнению с прикатанными шинами. Однако позиция тоже дорогого стоит, ведь уступая её, вы оказываетесь позади соперника, который будет вас сдерживать.
В Бахрейне машина Force India оказалась медленнее Haas, и на первом отрезке Грожан застрял бы за Хюлкенбергом. Ему бы пришлось опережать Нико за счёт более раннего пит-стопа, после чего он неизбежно попал бы в трафик, и реализовать преимущества смелой тактической схемы было бы непросто.
Это необычная тактика, особенно если ваша машина достаточно быстра, как в случае с Haas VF-16. Она оказалась быстрее Williams и Toro Rosso, так что риск был серьёзный. Возможно, перед началом уик-энда в Haas просто не знали, насколько быстра окажется их машина, но после такой гонки они уже наверняка её оценили.
Главное, тактика сработала, и мы вновь увидели пример смелого подхода, который применила новая команда, столь ярко дебютировавшая в Формуле 1. Если вспомнить, что многие опытные команды в этот уик-энд сработали явно хуже, достижение Haas тем более представляется выдающимся. Судя по всему, быстрая машина, построенная в сотрудничестве с Ferrari – не единственное её достоинство.
Williams принимает странные решения
Тактика Williams в Бахрейне была странной. В отличие от других команд, после квалификации у Williams не осталось свежих комплектов Soft. При этом было понятно, что основную ставку они сделают на резину Medium, и это было ошибочное решение: в гонке эти шины были на 1,5 секунды медленнее, чем Soft.
Фелипе Масса отлично стартовал и вышел на вторую позицию, но команда не смогла этим воспользоваться, поскольку значительную часть дистанции – 50 кругов – бразилец проехал на резине Medium и финишировал восьмым.
Как такое могло случиться?
В Red Bull Racing очень рано пригласили на пит-стоп Даниэля Риккардо, чтобы спровоцировать соперников, ехавших впереди, на некие ответные действия. Williams пришлось реагировать, и в итоге это привело к тому, что Массе предстояло проехать более длинные отрезки, чем планировалось. Но если машина RB12 позволяет Риккардо бережно расходовать резину, то многие его соперники не могут этим похвастаться.
Даниэль перешёл на комплект Soft после шести кругов, Масса провёл пит-стоп на круг позже, получив шины Medium. Из-за этого он оказался в трафике позади Верляйна, Насра и Эриксона. Williams на такой резине скоростью не отличалась, поэтому потом Фелипе по очереди опередили Квят, Грожан и Ферстаппен.
Поскольку бразилец был на тактике двух пит-стопов, на трассе он оказался впереди Квята и Ферстаппена, после того как они совершили свои третьи остановки в боксах. Но они на заключительном отрезке использовали шины SuperSoft, поэтому воспользовались своим скоростным преимуществом и опередили Массу, который вынужден был довольствоваться восьмым местом. Гонка его напарника Валттери Боттаса была испорчена уже в самом начале из-за столкновения с Хэмилтоном, за которое финн получил штрафной проезд по пит-лейн.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com