Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Китае…
После третьей гонки стало ещё более очевидно, что роль стратегии в этом году значительно возросла из-за доступности третьего состава сликов. Обгонов стало ещё больше, а решения, принятые по ходу уик-энда и даже задолго до его начала, могут серьёзно повлиять на результаты. Сегодня мы проанализируем некоторые моменты гонки в Китае.
13 из 22 пилотов использовали шины всех трёх составов по ходу гонки, в которой команды корректировали стратегию, исходя из ситуации на трассе, и одним из ключевых моментов стал старт.
Старт, определивший ход гонки
Нико Росберг выиграл гонку, но многие считают, что это произошло ещё в субботу, когда он использовал во второй квалификационной сессии шины Soft, а не SuperSoft, как остальные.
На свободных заездах стало понятно, что SuperSoft очень быстро изнашивается, а один комплект выдерживает всего четыре или пять кругов, прежде чем шины теряют эффективность. Стратеги считали, что в гонке, когда состояние трассы изменится, шины SuperSoft продержатся чуть дольше – от 10 до 13 кругов, поэтому в квалификации в Ferrari решили сэкономить один комплект для Феттеля.
Но Росберг стартовал на Soft – этот состав позволял растянуть первый отрезок до 16-20 кругов, что позволяло контролировать ситуацию. Кроме того, некоторые гонщики после раннего пит-стопа застряли бы за теми, кто стартовал на Soft за пределами десятки, как Алонсо и Грожан, а Нико имел возможность оторваться.
Единственная слабость плана Росберга была в том, что шины Soft обеспечивали худшее сцепление с асфальтом на старте, чем SuperSoft у его соперников. К тому же, в последних гонках машины Mercedes стартовали не лучшим образом. Эти факторы объединились, и случилось то, что случилось – Даниэль Риккардо выиграл старт, возглавив гонку. Но для Росберга это не стало проблемой – он знал, что примерно с шестого круга, когда Риккардо свернёт в боксы, он окажется на свободной трассе.
В итоге, это произошло даже раньше – Риккардо задел обломки, оставшиеся на трассе после аварии на старте, проколол колесо, и уже на третьем круге отправился в боксы.
Росберг выбрал комфортный для себя темп и проехал дистанцию с двумя пит-стопами. Он сумел продлить ресурс стартового комплекта шин до 23 кругов (3 в квалификации и 20 в гонке), потом проехал ещё 16 на втором комплекте Soft. Он мог проехать и больше, но сменил шины на 36-м круге, чтобы ответить на пит-стоп Феттеля и Квята, сражавшихся за второе место.
Продолжительность первого отрезка Росберга повлияла и на стратегию Хэмилтона. У Льюиса уик-энд был сложным, из-за проблем с мотором он стартовал последним, а на старте стал участником инцидента, повредившего его машину. Он дважды сменил резину за автомобилем безопасности, чтобы выполнить требование регламента использовать два разных состава в гонке, не потеряв на этом времени.
Проблема была в том, что оставшиеся 50 кругов ему нужно было либо пытаться растянуть на два комплекта Soft, либо использовать Medium на одном из отрезков. Продолжительность первого отрезка Росберга позволяла команде надеяться, что Льюис сможет это сделать, вот только комплект Soft, на котором Хэмилтон стартовал и проехал всего один круг был повреждён и не мог использоваться. Была повреждена и машина, из-за чего резина изнашивалась быстрее – в итоге Хэмилтону пришлось совершить пит-стоп на 30-м круге, поставив комплект Medium.
Риккардо отыгрывается
В Китае Даниэль Риккардо и Red Bull Racing впервые в этом году лидировали в гонке, хоть и недолго – из-за упомянутого выше прокола. Но потом он очень эффектно отыгрался, хотя выезд автомобиля безопасности имел негативный эффект для его гонки.
Есть распространенное заблуждение, что выезд автомобиля безопасности после пит-стопа даёт преимущество. Возможно, оно основано на победе Алонсо после преднамеренной аварии Нельсиньо Пике в Сингапуре в 2008-м. Но с сегодняшними правилами Формулы 1, особенно в ситуации с Риккардо, когда автомобиль безопасности выехал в тот момент, когда Даниэль покидал боксы после пит-стопа, это сыграло против него – он не смог использовать скорость нового комплекта шин, чтобы выиграть время и позиции.
В результате его круг с пит-стопом продолжался 2:19.444 – на 14 секунд дольше, чем занял бы в гоночном темпе, он оказался 17-м и должен был отыгрываться в ситуации, когда почти все перед ним ехали на новых или прикатанных шинах Soft.
Выезд автомобиля безопасности позволяет сэкономить время на пит-стопе по сравнению со сменой шин в гоночном режиме. Обычно пит-стоп в Китае занимает около 22 секунд, а если вы меняете шины, когда пелотон сдерживает автомобиль безопасности, то теряете всего 10-11 секунд.
Но это не всегда помогает. Если ваша стратегия предусматривает длинный первый отрезок, как у Нико Росберга и других, кто стартовал на Soft, вы не поедете в боксы за автомобилем безопасности на четвертом круге. А вот если он появляется на трассе близко к тому моменту, когда вы и так планировали провести пит-стоп, тогда вы можете использовать его в своих интересах.
На зимних тестах было видно, что на длинных сериях кругов износ шин на машине Риккардо гораздо ниже, чем у многих соперников, что позволило ему проехать более длинный средний отрезок, опередив сначала Алонсо, Баттона и Сайнса, а затем, за счёт того, что его последний комплект был поставлен на 6-7 кругов позже – Массу, Боттаса и Хэмилтона, финишировав в итоге четвёртым.
Феттель и Квят
На первом круге после столкновения с напарником по команде Себастьян Феттель откатился на восьмую позицию, но по ходу гонки смог опередить Даниила Квята в борьбе за второе место.
Он получил эту возможность благодаря принятому в субботу решению сэкономить дополнительный комплект SuperSoft в квалификации. Он использовал его на втором отрезке гонки, отыграв несколько позиций, а потом перешел на Soft – на втором и третьем пит-стопе.
У Квята такого комплекта не было, и на третьем пит-стопе он был вынужден поставить Medium. В Ferrari пытались использовать «подрезку» – выиграть позицию за счёт более раннего пит-стопа, но в Red Bull прочитали ситуацию, и провели пит-стоп Квята на том же круге. В итоге Феттель всё же вышел вперёд, используя преимущество более мягких шин, когда у Даниила возникли сложности с прогревом состава Medium после возвращения на трассу.
Таким образом, очевидно, что даже при хороших возможностях для обгона на трассе, появление третьего состава резины и решения, принятые в субботу, повлияли на результаты воскресной гонки.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com