Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При России…
По ходу гонки в Сочи команды использовали несколько интересных стратегических решений, но её результат был во многом определён последствиями инцидентов на первом круге, лишивших трёх гонщиков сильных команд возможности заработать очки, которые в итоге достались гонщикам средней группы. Williams и Ferrari покидали Сочи с неплохим результатом, но ощущением, что можно было добиться большего. Сегодня мы рассмотрим влияние стратегии на ход гонки.
Ожидания перед гонкой
На Сочи Автодроме есть несколько факторов, определяющих стратегию гонки. Гладкий асфальт, на котором износ шин очень небольшой. Длинный круг с множеством среднескоростных поворотов, и большой расход топлива.
Вариант с тремя составами резины отлично сработал в трёх первых Гран При, но в Сочи в Pirelli изменили подход – впервые третьим составом стал не более мягкий, а более жесткий Medium. Если бы они привезли UltraSoft, гонка получилась бы более интересной и наверняка прошла бы с двумя пит-стопами у всех, а так большинство пилотов сменили резину только однажды.
На сочинской трассе невелика нагрузка на передние шины, а вот за состоянием задних нужно внимательно следить, чтобы они выдержали 36 кругов. Это осложняет задачу для дебютантов – в этой ситуации важен опыт. Гонку перенесли с октября на май, но на работу шин это почти не повлияло, хотя в день гонки было теплее, чем в прошлые годы.
Ferrari упускает возможность, Williams её использует
Трасса в Сочи – не самая подходящая для Ferrari. В 2015-м году они несколько уступали в скорости Mercedes и Williams, а в 2016-м доработали к Гран При России аэродинамику и силовую установку, использовав несколько условных баллов. И даже после этого они уступили Mercedes пять десятых – это здорово деморализует. На этот раз Ferrari хватило скорости, чтобы опередить Williams, но они не смогли ничего противопоставить Хэмилтону, стартовавшему десятым из-за проблем с силовой установкой в квалификации.
Для Феттеля гонка закончилась после двойного столкновения с Квятом на первом круге, а Райкконен ошибся в квалификации и стартовал позади Боттаса, с которым ему пришлось потом бороться, что не позволило в полной мере реализовать скоростной потенциал машины. В итоге Хэмилтон отыграл отставание и на пит-стопе смог опередить Кими.
Четвёртое и пятое место – неплохой результат для Williams, вполне соответствующий скорости машин – команда уступала Ferrari несколько десятых на круге, но после старта со второго места Боттас мог подняться на подиум.
Стратеги Williams в Сочи всё сделали верно. Они рано позвали Валттери в боксы, как только открылось окно пит-стопов, но череда событий после этого привела к тому, что в итоге он финишировал только четвёртым.
Боттас сменил резину на 16 круге, а Хэмилтон, ехавший следом – кругом позже. Льюис отлично проехал круг перед пит-стопом, но при смене шин произошла небольшая заминка и он вернулся на трассу позади Валттери. Потом гонщики вступили в борьбу за позицию, а когда Хэмилтон вышел вперёд, финн заехал на участок с фрагментами отработанной резины, потом боролся с Алонсо, потерял пару секунд, и Райкконену, сменившему шины на 20-м круге, хватило этого, чтобы оказаться впереди.
Если бы пит-стоп Хэмилтона прошел без заминки и Льюис выехал перед Валттери, то финн на свободной трассе и без борьбы с Алонсо легко мог сохранить третье место. Даже если бы Райкконен его догнал – обгонять в Сочи непросто, а износ шин перед финишем был бы у них почти одинаковый.
Ошибочная стратегия Red Bull
Неприятности Red Bull в Сочи широко обсуждались. Контакт Квята с Феттелем привёл и к повреждению машины Риккардо, в итоге оба гонщика Red Bull Racing отправились в боксы на первом круге. В команде решили перевести их на Medium – в тот момент только этот состав гарантировал, что они смогут финишировать без дополнительного пит-стопа. В 2014-м Нико Росберг использовал похожую стратегию и поднялся на подиум.
Но Medium уступал в скорости более мягким составам, которые использовали соперники. Решение Red Bull объяснялось двумя соображениями. Во-первых, если бы они выбрали стратегию двух пит-стопов и поставили бы Soft, чтобы потом перейти на SuperSoft, то поступили бы так же, как те, кто едет впереди – и ничего бы не отыграли. Во-вторых, второй пит-стоп стоил бы 24 секунды, и они считали, что потеряют меньше, если поедут до финиша на Medium.
Ничего не получилось. Да, у Риккардо пострадала машина в инциденте на первом круге, но на Medium она так плохо разгонялась на выходе из медленных поворотов, что даже когда ему удавалось кого-то опередить, его тут же обгоняли в ответ из-за проблем на разгонах. Риккардо пришлось совершить второй пит-стоп, что лишило его любых шансов.
Алонсо, Магнуссен и Грожан воспользовались инцидентом
Один из позитивных результатов Гран При России – первые очки, заработанные Алонсо, Баттоном и Магнуссеном – и третья результативная гонка Романа Грожана в составе дебютантов из Haas F1.
Алонсо, Грожан и Магнуссен воспользовались инцидентами на первом круге. Стартовав 14, 15 и 17-м, в конце круга они оказались 7, 9 и 8-м соответственно.
Сайнс открыл волну пит-стопов на 11-м круге, на 14-м в Renault поменяли резину Палмеру, на 16-м – Магнуссену. В Haas провели пит-стоп Грожана кругом позже и с небольшой заминкой, так что Кевин поднялся на восьмое место, а после этого машина оказалась достаточно быстра, чтобы он мог контролировать отрыв, не позволяя Грожану подобраться на дистанцию атаки с помощью DRS.
Алонсо здорово провёл гонку, сохраняя позицию несмотря на необходимость серьёзно экономить топливо. И хотя несколько кругов гонщики проехали за автомобилем безопасности, на российской трассе мотор Honda из-за высокого расхода топлива провёл гонку на пределе.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com