Хельмут Марко рад, что в этом сезоне Red Bull Racing успешно прогрессирует, справляется с поставленными перед командой задачами, и есть надежда, что такая тенденция сохранится в 2017 году. Об этом и о многом другом автоспортивный советник компании Red Bull рассказал в интервью немецкому изданию Auto Motor und Sport.
Вопрос: Как Red Bull удалось переломить негативные тенденции, которые начались в 2014 году?
Хельмут Марко: Сезон 2014 года был сложным. Но в 2015-м стало ещё тяжелее. В этот период было важно сохранить сплочённость и настрой команды. Думаю, в какой-то мере нам это удалось. Затем Небеса вняли нашим молитвам, и в 2016-м мы получили более мощные и надёжные силовые установки Renault. Потом к нам присоединился Макс Ферстаппен, это придало новый импульс всей команде. После этого мы поставили перед собой цель завершить чемпионат на 2-м месте в Кубке конструкторов. Хотя в тот момент мы довольно заметно уступали Ferrari. В ходе соперничества со Скудерией мы также смогли поближе подобраться к Mercedes.
Вопрос: В этом году все считали Ferrari второй по силе командой – за счёт чего вам удалось её опередить?
Хельмут Марко: Думаю, за счёт стабильности. По скорости мы не всегда были на её уровне, но переигрывали соперников тактически, да и надёжность у нас была повыше. Также можно сказать, что мы допускали меньше ошибок.
Вопрос: В прошлом году Red Bull досталось за публичную критику Renault. Но именно благодаря той критике вы сегодня добились таких результатов…
Хельмут Марко: Назрела необходимость перемен, на которых мы настаивали, и дальнейшее развитие событий показало, что мы были правы.
Вопрос: По ходу сезона Red Bull Racing действительно смогла приблизиться и к Mercedes. Сколь велика между вами разница сейчас? Дело только в силовых установках?
Хельмут Марко: Когда у вас более мощный двигатель, это заметно облегчает жизнь. Вам не приходится вечно идти на компромисс, настраивая машину. Кроме того, технике уже не надо постоянно работать на пределе. В большинстве гонок Mercedes подпускает нас только на определённую дистанцию, чтобы мы не смогли опередить их за счёт более ранних пит-стопов.
И всё-таки в определённых ситуациях мы быстрее. Мы считаем, что на трассах, где нужна не столь высокая прижимная сила, наша скорость в быстрых поворотах выше, чем у Mercedes. Это говорит о том, что работа над шасси идёт в правильном ключе. А два наших гонщика проявляют взаимное уважение и подгоняют друг друга, заставляя всю команду выкладываться на 100%.
Вопрос: В Red Bull никогда не любили гибридные технологии – теперь вам удалось найти к ним подход?
Хельмут Марко: Мы по-прежнему не в восторге от этих технологий. Они очень дорогие и слишком сложные. На самом же деле, не технологии должны быть на первом плане, а гонщики. Болельщики всё равно никогда не смогут понять, в чем прелесть таких силовых установок, в Формуле 1 их привлекает другое. Гибридные технологии могут успешно применяться в гонках спортпрототипов и в Формуле E – именно в этих двух категориях их достоинства проявляются в полной мере. Этого вполне достаточно. А в Ф1 должны быть только чистые гонки, настоящие, без всяких примесей.
Вопрос: Есть надежда, что в 2017 году, благодаря переменам в техническом регламенте, иной аэродинамике и новым шинам явный перекос в сторону силовых установок будет несколько скорректирован, и общий баланс будет восстановлен?
Хельмут Марко: Нет, без хорошего двигателя и в следующем году нельзя будет добиться успеха. Но, разумеется, можно существенно подкорректировать правила. Однозначно, повысится роль такого фактора, как аэродинамика. Самое главное, гонщикам станет сложнее пилотировать машины. Но в 2017-м мы ожидаем от мотористов Renault примерно такого же прогресса, как им удалось добиться в этом сезоне.
Вопрос: Заслуженно ли Макса Ферстаппена считают вундеркиндом?
Хельмут Марко: То, что он делает, просто невероятно. Удивляет, насколько он зрелый профессионал, несмотря на свой возраст. Учитывая, что у Макса всё ещё относительно небольшой опыт, можно говорить, что он исключительно талантливый гонщик, такие появляются только раз в 10 лет.
Вопрос: После гонки в Остине вы его весьма жёстко отчитали…
Хельмут Марко: Это было необходимо. Разработкой тактических схем у нас занимаются 80 человек. Учитывается каждый нюанс, всё точно рассчитано, когда кто заезжает в боксы и в какой очерёдности. Всё это очень важно. И тут на Макса находит какое-то затмение, и он влетает на пит-лейн…
Обычно исход гонки предопределяется на первых 10-ти или 15-ти кругах. При этом надо думать о шинах. Из-за того, что на начальной стадии гонки Макс был быстрее, он был сбит с толку и расстроен, но надолго застрял за Росбергом. Тут надо или сразу опережать соперника – Райкконена Макс обогнал именно так – или спокойно ехать позади него и беречь шины. Надо видеть картину во всей её полноте. Если бы он провёл пит-стоп так, как было запланировано, он бы в тот день мог подняться на подиум.
Вопрос: Такое впечатление, что Даниэль Риккардо и Ферстаппен уже выступают на равных. Что отличает их от дуэта Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера?
Хельмут Марко: Феттель и Уэббер никогда не ладили. Фактически команда была поделена надвое, так что сейчас ситуация однозначно более благоприятная. Климат в команде в целом стал лучше. Мы рады, что у нас выступают два высококлассных гонщика, которые уважительно относятся друг к другу.
Риккардо – очень умный парень. Он понимает, что должен показывать высокие результаты. Он позволяет Ферстаппену пользоваться своей телеметрией, а по ходу гонки, если проигрывает напарнику, всегда спрашивает, на каких участках теряет скорость. Это помогает всем полностью мобилизоваться.
Вопрос: Тот факт, что вы предпочли оставить Даниила Квята в Toro Rosso и не стали менять его на Пьера Гасли, говорит о некотором дефиците молодых талантов. Это просто стечение обстоятельств, или вы видите в этом некую тенденцию?
Хельмут Марко: Я не знаю, это тенденция, или так сложились обстоятельства, но у нас действительно кроме Ферстаппена нет каких-то ярких дарований. И чем больше мы присматриваемся к молодёжным категориям, тем картина более печальная.
Вопрос: Теоретически, гонщики Toro Rosso рано или поздно переходят в Red Bull Racing. Но у Риккардо и Ферстаппена долгосрочные контракты. Может ли появиться шанс у Карлоса Сайнса или Даниила Квята?
Хельмут Марко: Автоспорт опасен. Хотя я надеюсь, что всё будет в порядке, что-то может произойти из-за болезни или какой-то другой проблемы – достаточно вспомнить историю с Алонсо на прошлогодних тестах. Но если у кого-то из гонщиков возникнут сложности, мы хотим, чтобы у нас был хороший резерв. Для этого у нас есть Toro Rosso. Кроме того, в следующем сезоне эта команда получит силовые установки Renault, а машины в Фаэнце строят весьма неплохие. Мы хотим, чтобы оба гонщика стабильно зарабатывали очки, а у Гасли пока недостаточно опыта. Он может подождать. Кстати, если бы он допускал меньше ошибок, у него в кармане уже было бы три титула в GP2.