Лука ди Монтедземоло несколько лет назад покинул пост президента Ferrari, но по-прежнему остаётся одним из самых успешных руководителей в истории компании из Маранелло, при котором она процветала, а заводская команда Формулы 1 успешно выступала в гонках, выигрывая чемпионат за чемпионатом. В год 70-летия компании в интервью газете Corriere dello Sport он заявил, что его связи с Ferrari не прервутся никогда.
Лука ди Монтедземоло: «Я верю в то, что чувства, страсти играют в жизни человека основополагающую роль. То, что было и остаётся между мной и Ferrari – это великая история любви. Одним из лучших её моментов стал мой последний день в Маранелло. Я считал, что должен попрощаться со всеми руководителями подразделений, но когда вошёл в зал, то с удивлением обнаружил, что он заполнен сотрудниками, многие из которых были в красной униформе, потому что всё происходило посреди рабочего дня. И когда я появился, зазвучала прекрасная песня Джино Паоли «Долгая история любви»… На экране в это время мелькали кадры видеоролика о тех долгих годах, что мы провели вместе. Это было очень трогательно, просто до слёз, и наша история любви никогда не закончится.
Я родился в 1947-м, в год, когда началась история Ferrari, так что мы ровесники. Когда я был ещё мальчишкой, отец взял меня с собой посмотреть легендарную гонку Mille Miglia, и в тот день произошла моя первая случайная встреча с Энцо Феррари. А следующая состоялась через много лет, благодаря радио. Однажды в эфир популярной программы позвонил какой-то слушатель, противник автогонок, считавший их спортом богачей и вообще опасным делом. Я это услышал и вступил в дискуссию, со всей страстью защищая любимый спорт. Но это слышал и Энцо Феррари, у него была привычка слушать ту программу, и через какое-то время он предложил мне работать у него. Так я стал его помощником, а потом спортивным директором команды.
Мне было тогда 25 лет, но Энцо мне доверял. Начинался период побед Ники Лауды, и лучший его момент датирован сентябрём 1975 года, когда после 11-летнего перерыва мы вновь выиграли чемпионат мира. Титул завоевал Ники Лауда, но также в тот день Клей Регаццони одержал победу в Гран При Италии. Мне кажется, я до сих пор слышу голос Феррари, который позвонил мне и сказал слова, которые я никогда не забуду: «Спасибо за то, что вы сделали».
У нас с Ники сложились прекрасные отношения, и хотя всё это было более сорока лет назад, нам кажется, словно те события происходили вчера. Тот успешный период начался с побед Лауды, а завершился в 1979-м, когда чемпионом мира стал Джоди Шектер…
Потом я ушёл из Ferrari и занимался различными проектами, но вернулся в компанию в 1991-м. Тогда сложилась очень тяжёлая ситуация, Ferrari напоминала кинозвезду прошлых лет, которой больше не предлагают сниматься. Но мы составили план выхода из кризиса, пригласили лучших специалистов. Я считаю, что главное качество, которым должен обладать менеджер, вне зависимости от сферы, в которой он работает – это умение подбирать людей.
Чтобы вновь начать выигрывать гонки, необходимо затратить серьёзные усилия, всё это требовало времени. Я сделал ставку на Жана Тодта и Росса Брауна, а затем и на Михаэля Шумахера, от которого тоже многое зависело. Но не только от него: если вам не удалось создать крепкую организацию, машину, которая бесперебойно работает на победы, то дело не спасёт даже самый лучший гонщик в мире. Поэтому приходу Шумахера в 1996-м предшествовали четыре года сложной и тяжёлой работы по реформированию компании. Когда к нам присоединился Михаэль, команда уже была реорганизована. А в 1997-м заработала наша знаменитая аэродинамическая труба, и это было крайне важно, потому что в тот период британские команды существенно опережали нас в области аэродинамики…
Шумахер выступал за Ferrari 11 лет, и по работе мы были очень тесно связаны. Я постоянно о нём думаю и почти всегда ношу часы, которые он мне подарил. Я знаю, какой он сильный человек, поэтому мечтаю, чтобы он снова был с нами…»