Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Китая…
После старта сезона, прошедшего на городском кольце в Мельбурне, на Гран При Китая все впервые получили возможность проверить новые машины Формулы 1 на настоящей гоночной трассе, понять, что происходит с обгонами, и лучше оценить влияние технического регламента 2017 года на тактику.
Мы увидели и острую борьбу на трассе, и старт Гран При в условиях меняющейся погоды, а умение правильно принимать решения сказалось на сценарии и итогах гонки.
В Австралии дуэль Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля завершилась в пользу пилота Ferrari, поскольку в Mercedes сделали ставку на ранний пит-стоп и просчитались. В Китае решили рискнуть стратеги Скудерии, и Феттель рано отправился в боксы, но этот план провалился, однако по другой причине: после аварии Антонио Джовинацци на трассу выехал автомобиль безопасности, из-за чего соперники Себастьяна провели свои пит-стопы без потери времени.
А из-за того, что авария произошла на стартовой прямой, автомобиль безопасности должен был проезжать по пит-лейн, что было на руку остальным, но сыграло против Феттеля, которому стало сложнее отыгрываться.
Жаль, ведь если бы не сейфти-кар, события развивались бы по-другому, а исход гонки мог быть иным. Скоростные возможности машин и мастерство лучших гонщиков вновь были примерно на одном уровне, но возможно, что команда Mercedes в прохладных условиях получила небольшое преимущество, хотя в Мельбурне Ferrari была чуть быстрее.
Сегодня мы проанализируем главные события гонки и решения, повлиявшие на её результаты.
Ожидания перед гонкой
Из-за плохой погоды пятничные тренировки были сокращены, и вся работа со сликами была перенесена на утро субботы. На длинных сериях кругов гонщики Red Bull выглядели увереннее, чем в режиме квалификации. Никто не пытался ездить на шинах Medium, выбор которых был чересчур консервативным, а на комплекте Soft можно было преодолевать очень длинные отрезки, превышавшие 45 кругов, что предвещало гонку с единственным пит-стопом, если она пройдёт на сухой трассе. Но кто-то мог сделать ставку и на SuperSoft, поскольку эти шины быстрее прогревались.
Однако в случае с ними проблема в том, что нужно было проводить два пит-стопа, а это делает тактическую схему менее гибкой, и выбор моментов для остановок в боксах был жёстко предопределён. Например, если бы по ходу гонки вновь начался дождь, гонщики Red Bull Racing оказались бы в весьма неблагоприятном положении. Для гонщиков, располагавших более быстрыми машинами, генерирующими больше прижимной силы, не было проблем с прогревом резины Soft в условиях прохладной погоды, а вот команды середины пелотона испытывали соблазн попробовать SuperSoft.
Особую позицию заняли в Red Bull, решив сберечь резину SuperSoft для гонки (тем более, у Ферстаппена по ходу квалификации возникли проблемы). Применительно к этой команде в 2017 году наблюдается такая тенденция: они делают ставку на более быстрые шины, а не на те, что позволяют избрать более гибкую тактическую схему. В Китае они за это едва не поплатились, и в будущем такая ситуация может повториться в тех гонках, где гибкость тактических подходов окажется ключевым фактором.
Но из-за дефицита информации команды точно не знали, в какой момент нужно переходить с дождевых шин на промежуточные, а с них – на слики, потому что тестов на мокрой трассе было недостаточно. Этот момент окажет решающее влияние на сценарий ранней фазы гонки.
Сайнс рискнул стартовать на сликах
Перед стартом в большинстве команд отправили своих гонщиков на трассу, поставив им разные шины, чтобы те проехали пару кругов и оценили уровень сцепления. Льюис Хэмилтон приехал на стартовое поле на сликах, тогда как остальные проверили ситуацию на дождевой и промежуточной резине, полагая, что стартовать лучше всего на последней. Но проблема в том, что в Шанхае стартовая прямая проходит между двух гигантских сооружений, они работают как своего рода экраны, поэтому асфальт на ней сохнет дольше.
И хотя именно там произошла авария Джовинацци, разбившего Sauber в конце 3-го круга, после чего выехал автомобиль безопасности, стратегов некоторых команд больше волновал третий сектор трассы, где ещё сохранялись заметные мокрые участки.
Проверенное правило гласит, что в такой ситуации тем больше риск, чем ближе к поулу ты стартуешь. Тем, кто начинает гонку из задних рядов, проще принять решение стартовать на сликах. Поэтому большинство гонщиков действовали одинаково, поставили промежуточные шины, а потом провели пит-стопы уже на 2-м круге, когда был введён режим Виртуального автомобиля безопасности (VSC) после вылета Williams Лэнса Стролла. Лидеры предпочли иную тактику, за исключением Себастьяна Феттеля, но также по-своему действовал гонщик Toro Rosso Карлос Сайнс.
Он стартовал с 11-й позиции и решил сразу поставить слики состава SuperSoft. Хотя в итоге он показал неплохой результат, заняв 7-е место, это произошло не благодаря тому смелому решению, а вопреки ему.
На старте Карлос допустил пробуксовку, откатился на 18-ю позицию, вылетел за пределы трассы и даже задел барьеры. Но ему повезло, поскольку это обошлось без последствий, после чего он отыграл ряд позиций, когда сначала ввели режим VSC, а затем на трассу выехал автомобиль безопасности.
Но перед этим Сайнс, потеряв 27 секунд на старте, фактически уже проигрывал всем столько, что за это время можно было провести лишний пит-стоп. Его спасло только появление сейфти-кара, что позволило отыграть позиции.
Феттель избрал смелую тактику, а Кими остался на трассе
После квалификации, где Ferrari проиграли Mercedes совсем немного, в итальянской команде чувствовали уверенность, что в Китае смогут побороться за победу, как и в Австралии. Поэтому, когда на 2-м круге из-за аварии Стролла был введён режим VSC, они решили рискнуть и предприняли смелый шаг: позвали Феттеля на пит-стоп. При этом на трассе остались обе машины Mercedes, Red Bull и Ferrari Кими Райкконена.
В Скудерии пришлось выбрать разные тактические схемы для своих гонщиков. Проблема была в том, что на старте Райкконен проиграл позицию Даниэлю Риккардо и ехал позади австралийца, что не позволяло задействовать такой фактор, как скорость машины Ferrari.
Потери времени на пит-стопе, когда введён режим VSC, составляют лишь 12-14 секунд, а не 21 секунду. Когда гонка возобновляется, лидеру надо создать отрыв примерно в 7-9 секунд, чтобы затем провести пит-стоп. Трасса быстро подсыхала, и Хэмилтон однозначно должен был поехать в боксы через круг или два, как и другие гонщики лидирующей группы, и в такой ситуации Феттель вполне мог выйти вперёд.
Со схемой, по которой действовали в Ferrari, было связано три фактора риска. Во-первых, режим VSC могли отменить в любой момент, и если бы ваша машина стояла в боксах, а остальные вновь поехали в гоночном темпе, потери времени были бы очень большими. Во-вторых, было холодно, и если бы режим VSC продолжался ещё несколько минут после вашего пит-стопа, то слики могли остыть, и не получили бы преимущества, на которое рассчитывали.
Но самый большой риск был связан с тем, что за режимом VSC часто следует выезд реального автомобиля безопасности – либо из-за того, что директор гонки понимает, что того требует ситуация на трассе, либо из-за того, что кто-то ставит слики, и всё заканчивается серьёзной аварией.
Именно в такой ситуации оказался Феттель в Китае. Режим VSC отменили, и казалось, что всё складывается в пользу Себастьяна, поскольку Карлос Сайнс, ехавший на сликах SuperSoft, сектор за сектором проходил быстрее, чем лидеры на промежуточной резине. Затем Джовинацци разбил машину в начале стартовой прямой, выехал автомобиль безопасности, а это позволило гонщикам Mercedes, Red Bull и Кими Райкконену провести пит-стоп без потери времени.
В Red Bull действовали особенно хитро: они предвидели, что сейфти-кар останется на трассе на несколько кругов. Поэтому они не стали проводить двойной пит-стоп, когда вторая машина ждала бы своей очереди, пока обслужат первую, хотя именно так поступили в Mercedes, из-за чего Валттери Боттас потерял несколько позиций по отношению к Риккардо, Ферстаппену и Райкконену.
Пока пелотон проезжал через пит-лейн, первым обслужили машину Ферстаппена, а на следующем круге – Риккардо, поэтому оба гонщика Red Bull смогли отыграть позиции.
Выиграл бы Феттель, если бы не сейфти-кар?
В момент пит-стопа Хэмилтона машина Ferrari была бы уже очень близко. На 3-м круге, когда закончился период VSC, Феттель был в 18 секундах позади лидера, которому нужна была 21 секунда, чтобы провести пит-стоп и сохранить позицию, поэтому ситуация могла развиваться как в пользу одного, так и другого, в зависимости от состояния покрытия трассы в конкретный момент времени.
На 3-м круге Хэмилтон и Феттель проехали средний сектор примерно с одинаковым временем, но на последнем секторе Себастьян был быстрее, поэтому чаша весов склонялась в его пользу. В любом случае, если бы Хэмилтон провёл пит-стоп, или если бы он остался на трассе ещё на круг, была вероятность, что он окажется позади Феттеля. Но этого не произошло из-за появления автомобиля безопасности.
После этого Ferrari оставалось лишь надеяться на то, что Себастьяну удастся обогнать несколько машин, чтобы вновь оказаться позади Хэмилтона. В Скудерии решили не просить Райкконена пропустить напарника, и в итоге Феттель потерял около семи секунд. На столь ранней фазе сезона в Ferrari обычно не используют командную тактику, как правило они делают это лишь тогда, когда уже точно определился основной претендент на титул.
Феттель опередил Кими, затем обе машины Red Bull, но в Ferrari решили оставить Райкконена на трассе и в результате пропустили оптимальный момент для пит-cтопа, не сделав поправку на состояние резины на его машине по сравнению с ситуацией Red Bull и Боттаса. Из-за этого он потерял шансы побороться за подиум.
Впрочем, эти шансы были невелики. Даже если бы команда пригласила Кими в боксы несколько раньше, на первом отрезке гонки было непохоже, что Кими мог опередить машины Red Bull Racing, а кроме того мог бы потерять позицию по отношению к Боттасу, который откатился назад из-за ошибки, допущенной перед рестартом, когда его машину развернуло на холодной резине.
Поэтому в Ferrari по-своему оценивали ситуацию, и основная причина, по которой они оставили его на трассе, заключалась в том, что они хотели попытаться провести его пит-стоп примерно тогда же, когда в боксы поедет Хэмилтон, чтобы Кими оказался на трассе перед ним, и это сказалось бы на гонке Льюиса. Возможно, тогда Феттель и смог бы побороться за победу. Других возможностей у Скудерии всё равно не оставалось.
Но если реалистично оценивать ситуацию, всё это было тщетно. У Райкконена была возможность повлиять на пит-стоп Хэмилтона примерно до 31 круга, поскольку к 35-му кругу Льюис уже нарастил отрыв до 25 секунд.
Райкконен в Китае был не в лучшей форме, но то же самое можно сказать и о состоянии его шин, после того, как он какое-то время ехал позади Риккардо. При этом надо отметить, что благодаря эффективной аэродинамике, машины Ferrari позволяют преследовать соперника, и резина при этом изнашивается меньше, чем у остальных. Феттель однозначно продемонстрировал это в Мельбурне и в Шанхае – возможно, по ходу сезона этот фактор сработает ещё не раз.
У Хэмилтона был создан достаточный отрыв, поэтому после пит-стопа он выехал на трассу впереди Райкконена. Теперь в Ferrari готовятся к Гран При Бахрейна, где погодные условия будут более жаркие, а конфигурация трассы будет благоприятствовать Скудерии.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com