Гоночному директору McLaren Эрику Булье довелось сотрудничать с разными гонщиками, среди которых чемпионы мира Фернандо Алонсо, Дженсон Баттон и Кими Райкконен. Журналисты бельгийского сайта F1i попросили его поделиться мнением о них и о других ярких представителях паддока, которые произвели на Булье хорошее впечатление за те восемь лет, что он работает в Формуле 1.
По словам Эрика, у него нет какого-то единого подхода к гонщикам: «У меня нет какого-то особого правила, когда я как руководитель команды выстраиваю с ними рабочие отношения.
Лично я позволяю таким людям, как Алонсо и Райкконен, делать то, что они считают нужным. Я лишь задаю определённые рамки. Что касается всего остального, то они живут своей собственной жизнью, и у них нет ощущения, что за ними кто-то всё время присматривает.
С такими гонщиками, как Грожан или Вандорн, отношения более тесные. Благодаря этому я точно знаю, что с ними происходит, ведь в случае с молодыми пилотами выше риск, что они могут сойти с правильной траектории, причём даже из-за мелочей. В Формуле 1 все гонщики быстрые, и все отличаются хорошей профессиональной подготовкой. Они точно знают, какие цели перед ними стоят, и умеют концентрироваться на главном».
Остаётся пояснить, что гонщики, о которых рассказывает Булье, расположены исключительно в алфавитном порядке, это не его личный рейтинг.
Фернандо Алонсо
«Для Фернандо жизненно важно быть конкурентоспособным – это отличает его от остальных. Во всём, чем он занимается, его всегда волнуют только победы, победы, одни лишь победы. Вы можете соревноваться с ним на картодроме или играть в теннис, и он будет выкладываться на 200% ради того, чтобы одержать верх. Точно так же он сосредоточен в дни гоночных уик-эндов. Вся его жизнь выстроена вокруг потребности показывать высокие результаты и добиваться побед. Не скажу, что он ведёт монашеский образ жизни, но по-настоящему его интересуют только соревнования.
Что касается пилотирования, то на трассе он почти не допускает ошибок и способен с самого первого круга выжимать максимум из любой машины. Ни у одного другого гонщика таких качеств я не видел. С самой первой серии кругов мы точно знаем, что можем полагаться на данные телеметрии, поскольку он сразу находит предел возможностей машины.
У Фернандо репутация человека, которым сложно управлять, но это не так. Как только вы смогли понять его стремление к высоким результатам, с особенностями его характера легко справляться. Разумеется, понятно, что наши текущие результаты его расстраивают. Согласен, у Фернандо есть и свои особенности, и ожидания, и порой он ставит свои условия, но в любом случае он не такой, каким его иногда изображают».
Дженсон Баттон
«У Дженсона очень плавный стиль пилотирования и блестящая техническая подготовка – чемпионами в Формуле 1 случайно не становятся! Даже когда он чувствует сильный прессинг, например, в ходе быстрого круга, он в состоянии многое изменить в настройках, чтобы показать время, сравнимое с результатом такого мастера квалификаций, как Льюис Хэмилтон.
Его стиль отличается от манеры Алонсо, это значит, что для него нужно определённым образом настраивать машину, и тогда он поедет быстро. Он очень хорошо чувствует особенности работы резины и никогда не переходит предел возможностей машины, в поведении которой он разбирается так здорово, что может делать с ней всё, что хочет.
Но его плавный стиль пилотирования может приводить к неожиданным ситуациям, например, в прошлом году ему не всегда удавалось прогревать шины в условиях прохладной погоды. Мы вместе работали над различными нюансами, чтобы он мог пилотировать так, как ему нужно».
Роман Грожан
«С Романом другая история. Проще говоря, его стиль – полная противоположность тому, как пилотирует Дженсон. Он тоже научился хорошо работать с резиной, но в режиме квалификации он работает более агрессивно.
Роман чувствует машину через тормоза. Для него крайне важно, чтобы можно было тормозить очень поздно и очень жёстко. Возможно, позже него в Формуле 1 не тормозит никто. Когда он доверяет машине и тормозам, то может ехать очень быстро. Если же он не уверен в работе тормозов, ситуация сразу осложняется.
В 2012 году, когда он вернулся в Формулу 1 в составе Lotus, до Бахрейна он фактически не был заметен. В тот уик-энд в пятницу я поговорил с ним и с его инженерами, чтобы понять, что происходит. Все излагали свои точки зрения, но потом Роман сказал: «Я просто не могу тормозить». Тогда я обратился к инженерам с вопросом: «С чем это связано? Я хочу получить ответ в течение 30 минут, и чтобы это был ответ не с точки зрения инженера, а гонщика».
Через полчаса они вернулись и сказали: «Думаем, мы немного ошиблись с настройками системы brake-by-wire». Тогда мы решили скопировать настройки, которые использовал Кими, чтобы посмотреть, как это скажется на работе Грожана. И на следующий день он показал на тренировке 3-й результат. Он всегда очень чувствителен к тормозам. Даже когда он дебютировал в Формуле 1 в 2009 году, у него были сложности в Renault, потому что он не мог тормозить так, как ему хотелось».
Роберт Кубица
«Вообще-то Роберт по манере тормозить похож на Романа, хотя он и не так чувствителен к настройкам. Когда в 2010-м он впервые сел за руль нашей машины, он сказал: «Она не тормозит, я так не могу пилотировать». Это был типичный случай, когда расчёты инженеров отлично выглядели на бумаге, но в реальных условиях не работали. Гонщику нужно, чтобы он действительно чувствовал тормоза, но инженеры об этом просто забыли!
Когда я говорю о Роберте, вспоминается квалификация накануне Гран При Японии 2010 года. Он тогда показал 4-е время, а стартовал даже с 3-й позиции, когда Хэмилтона оштрафовали. В тот день Кубица проехал круг нереально быстро, в полной мере это понимая, и, вылезая из машины, сказал: «Уже никогда в жизни я не смогу так проехать круг!» У него от природы талант высшей пробы, при этом он остаётся очень честным и прямым парнем, как Кими и Фернандо.
Его отношение к работе такое же, как у Алонсо. Они похожи по характеру, он готов рисковать жизнью ради того, чтобы быть конкурентоспособным. Роберт мне очень нравится. В 2011 году авария на трассе ралли прервала его карьеру, но это также остаётся и самым тяжёлым моментом в моей карьере».
Кими Райкконен
«Кими – это вообще особый случай! (смеётся) Его манеру пилотирования можно сравнить со стилем Дженсона в том плане, что он очень аккуратно работает с шинами, очень плавно и спокойно. Тормозит он раньше и делает это очень аккуратно, но при этом проходит повороты с более высокой скоростью – вообще-то такой подход не характерен для гонщиков из скандинавских стран.
Главным достоинством Кими остаётся его гоночное мастерство. Он чувствует всё, что происходит на трассе, как будто у него в голове есть система GPS. Я помню Гран При Венгрии 2012 года, он тогда стартовал с 5-й позиции, ехал довольно медленно и уже проигрывал Хэмилтону, лидеру гонки, 9 секунд. Я по радио поинтересовался, почему он не едет быстрее, ведь такая возможность была. Ответа я не получил, но вы же знаете Кими: «Оставьте меня в покое» и т.д.
Но в его голове уже начинала выстраиваться полная стратегическая схема – я такого никогда раньше не видел, хотя в моём распоряжении всегда есть данные телеметрии, полная информация о хронометраже, и я за всем слежу по ТВ.
Вдруг он начинает выдавать круги, проезжая их на 1,5 секунды быстрее и уже держась в двух секундах за Хэмилтоном. Мы не могли понять, что происходит. И только когда он заехал в боксы, мы сообразили: он собирался вернуться на трассу впереди Грожана, который стартовал из первого ряда рядом с Хэмилтоном. План Кими сработал идеально, и в итоге он занял 2-е место.
Кими гораздо более ранимый человек, чем может показаться со стороны. Хороший пример, показывающий, какой он на самом деле, произошёл на Гран При Абу-Даби 2012, где он одержал победу. Возвращаясь в боксы, он ещё был разгорячённым, можно сказать, даже эмоциональным, когда благодарил команду по радио. Но как только выбрался из машины, мы сразу поняли, что вернулся Iceman. Разумеется, это и часть его характера, но отчасти и форма защиты».
Стоффель Вандорн
«Работа, которую мы проводим со Стоффелем и его инженерам в последнее время, начинает давать результаты. Каждый раз, когда он выезжает на трассу, он всё делает правильно. Многие забывают, что молодым гонщикам требуется время на адаптацию к Формуле 1, особенно надо привыкнуть к тормозам. Феттелю в Toro Rosso потребовалось на это шесть месяцев, то же самое можно сказать и о Ферстаппене, и о Риккардо, и о других – все они прошли одинаковый процесс обучения, прежде чем подготовились к переходу в Red Bull Racing.
Стоффелю приходится нелегко, ведь он выступает за одну из самых знаменитых команд Формулы 1, а его напарник – один из лучших гонщиков. Но когда с машиной всё в порядке, Стоффель уступает Фернандо не более одной десятой».