Бывший гонщик Формулы 1, комментатор телеканала Sky Sports Мартин Брандл, поделился своими впечатлениями о недавнем Гран При Бельгии, где в ходе борьбы на трассе Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель продемонстрировали фантастическое мастерство.
На завершающих стадиях бельгийского Гран При между Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем развернулось грандиозное сражение, хотя по-настоящему ярких моментов в ходе той дуэли было немного.
Два великолепных гонщика ведут борьбу за победу в чемпионате, и теперь их противостояние вышло на новый уровень, когда оба демонстрируют невероятную целеустремлённость и мастерство, идеально работая на трассе и не упуская из виду ни одного нюанса, связанного с тем, как действует соперник и какой тактике следует.
Когда гонщики готовились выйти на подиум, ещё не остыв после финиша, Хэмилтон сказал, что на его Mercedes был неверно выбран режим работы двигателя, но на рестарте, когда автомобиль безопасности покинул трассу из-за последствий очередных внутрикомандных разборок пилотов Force India, он слегка сбросил газ, позволив Феттелю подъехать ближе.
Сначала я не понял, о чём Льюис говорит, но после некоторого размышления осознал, что это был гениальный манёвр, предпринятый в условиях сильнейшего прессинга, когда ставки в борьбе за победу в чемпионате очень высоки.
Если ты, преследуя соперника, в связке Eau Rouge держишься на некоторой дистанции от его машины, это позволяет тебе получить невероятное ускорение на подъёме в Raidillon, а затем воспользоваться слипстримом на прямой Kemmel. В течение двух кругов после сейфти-кара нельзя использовать DRS, но когда машина соперника едет впереди, преодолевая сопротивление воздуха, обычно у вас есть возможность выбрать, с какой стороны попытаться его обогнать, и если вы всё сделаете правильно, и вам удастся занять внутреннюю траекторию на входе в поворот Les Combes, то велика вероятность, что манёвр будет успешным.
Но если в Eau Rouge вы окажетесь слишком близко, тогда вам придётся начинать обгон раньше, причём, как правило, с левой стороны, потому что на прямой есть небольшой правый излом. И тогда ваша машина окажется вне зоны разрежения, эффект слипстрима уже не будет действовать, и вам точно так же придётся преодолевать аэродинамическое сопротивление.
Несмотря на то, что на Ferrari Феттеля стоял свежий комплект резины UltraSoft, а на машине Хэмилтона – на две градации более жёсткие Soft, силовая установка Mercedes в предельных режимах работала более эффективно за счёт гибридной системы, и Льюис смог удержаться впереди. Феттель был вынужден смириться со второй позицией и мог лишь надеяться, что соперник допустит ошибку. Но надежды оказались тщетными.
Даниэль Риккардо провёл гонку в своём обычном ключе, добившись великолепного результата в ситуации, когда это было маловероятно. После рестарта ему удался впечатляющий обгон Валттери Боттаса, и одновременно он отбил атаку Кими Райкконена. После этого ему понадобился весь его талант и находчивость, чтобы до финиша сдерживать натиск куда более быстрых Ferrari и Mercedes, однако мы вновь увидели, что машинам 2017 года трудно следовать вплотную друг за другом, особенно если они сравнимы по скорости.
Риккардо – весёлый парень, причём это чувствуется и когда он работает на трассе, что очень ценно, и он отлично умеет развлекать публику.
Кими Райкконен допустил ошибку в квалификации, поэтому стартовал только с четвёртой позиции, а потом получил 10-секундный штраф Stop&Go, когда не стал сбрасывать скорость под жёлтыми флагами и пронёсся мимо замершей на обочине Red Bull Макса Ферстаппена на полном ходу. Впрочем, Кими повезло, он оказался на выгодной позиции, когда на трассе был автомобиль безопасности, и в итоге смог финишировать 4-м за счёт дерзкого обгона Боттаса. Весь уик-энд финский гонщик Ferrari демонстрировал хорошую форму, и можно сказать, что своей скоростью он отпраздновал новый контракт со Скудерией, о котором было объявлено ещё до Гран При.
Валттери Боттас провёл непростой уик-энд, ему никак не удавалось найти подход к машине. Потом он честно признал, что обязан найти способ добиваться максимально возможных скоростей на всех стадиях гонки. Если Льюису прекрасно удавалось защищать своё лидерство, то у Валттери были проблемы и он потерял две позиции, хотя пилотировал точно такую же машину. Разница между многократными чемпионами мира и гонщиками, которым удалось одержать несколько побед, проявляется именно в сложные моменты. Но думается, что он умный парень, и со скоростью у него всё в порядке, так что со временем он выйдет на более высокий уровень.
По-моему, Серхио Перес и Эстебан Окон относятся к самым приятным в общении гонщикам чемпионата. Когда из-за проблем со здоровьем я пропустил венгерский этап, Серхио был одним из немногих, кто мне позвонил. А с Эстебаном всегда приятно разговаривать. Но я даже не знаю, как так получилось, что они столь агрессивно ведут себя по отношению друг к другу, когда ведут борьбу на трассе. Без всякого сомнения, они практически равны по скорости, и Окон стремится зарекомендовать себя в глазах своих наставников из Mercedes-Benz. Но Перес тоже парень не промах и может дать весьма жёсткий отпор.
В итоге команда потеряла немало очков, а также будет вынуждена потратиться на дорогостоящий ремонт машин, хотя у неё весьма скромный бюджет. Всё началось ещё в Канаде, когда Окону не позволили опередить Переса, хотя француз был быстрее напарника. В Баку между их машинами произошёл жёсткий контакт, а в Венгрии противостояние продолжилось. Каким-то образом им нужно найти способ направить эту агрессию на соперников из Renault, Williams и Haas F1, а не друг на друга.
После контакта машин Force India обломки карбона полетели в маршалов и в зрителей, оказались разбросанными по трассе, причём в обоих случаях ситуация была очень опасной, потому что какая-то из машин запросто могла взлететь в воздух. Серхио и Эстебану надо немного успокоиться.
Как минимум в трёх из десяти команд чемпионата брифинги после финиша Гран При проходили в весьма напряжённой обстановке, и это ещё мягко сказано. Например, мне бы не хотелось выслушивать претензии Макса Ферстаппена или Фернандо Алонсо, а также объяснять им причины технических проблем с моторами на их машинах, что лишило их надежд в гонке.
Макс потенциально может стать одним из великих гонщиков всех времён, а Фернандо уже заслужил такой статус и продолжает оставаться одним из лучших. Я очень надеюсь, что в 2021 году Формула 1 откажется от этих сложнейших гибридных силовых установок, какими бы эффективными и технологически совершенными они ни были, ведь из-за них мы лишаемся слишком многого из того, за что мы любим этот спорт.
Фернандо и Макс играют главные роли, они не статисты, и публика ходит на гонки ради них. Вообще это сущий кошмар, что в этом многомиллиардном бизнесе хороших двигателей на всех не хватает. В McLaren ждут – не дождутся, когда смогут отказаться от сотрудничества с Honda в пользу Renault, и это всё тоже последствия той же проблемы.
В Спа мы увидели впечатляющие скорости, но, просматривая статистические данные, я обратил внимание на один момент, который меня опечалил: там было написано, что на бельгийcкой трассе есть один из самых длинных прямых отрезков в Формуле 1, от поворота La Source до Les Combes. Увы, это означает, что Eau Rouge теперь считается частью прямой. Один из гонщиков мне подтвердил, что легко проходит этот поворот на полном газу, и надо лишь точно работать рулём, не поворачивать его на слишком большой угол, чтобы не потерять скорость. Но если Eau Rouge и Blanchimont перестали быть такими сложными и опасными, то двойной левый поворот, который называется Pouhon, сохранил свою репутацию.
В Монце, на домашней трассе Ferrari, захватывающая борьба продолжится.