В Новой Зеландии в возрасте 75 лет скончался Джон Николсон. Новозеландец из Окленда дважды участвовал в Гран При Формулы 1, однако известность получил как основатель и владелец компании, обслуживавшей двигатели Cosworth DFV.
Фактически Николсон выходил на старт лишь однажды, на Гран При Великобритании 1975 года в Сильверстоуне. Он совершил попытку и годом ранее, но не смог преодолеть квалификационный барьер. Но если как у гонщика карьера Николсона не сложилась, то в вопросах подготовки двигателей ему долгое время не было равных.
Николсон приехал в Европу в 1969 году, уже имея на родине репутацию неплохого специалиста по двигателям. Благодаря этому Джон получил предложение о совместной деятельности от своего соотечественника и известного пилота Формулы 1, Брюса Макларена, но поначалу занимался моторами других серий – CanAm и Формулы 5000. Вскоре совместно с Брюсом они основали двигателестроительную компанию Nicholson-McLaren.
Компания Николсона работала с моторами DFV не только для McLaren, но и других команд – в том числе Embassy Hill. В 1971 году он сам начал садиться за руль гоночного March в британской Формуле Atlantic. Уже в 1972 году он выступал в этом чемпионате на машине Lyncar, разработанной бывшим конструктором March Мартином Слейтером, а с 1973-го на них устанавливались моторы, подготовленные самим Николсоном – BDA.
Несмотря на то, что Николсон был, фактически, гонщиком-любителем, ему удалось выиграть британские чемпионаты Формулы Atlantic в 1973 и 1974 годах, несмотря на то, что среди его соперников были такие пилоты, как Том Прайс, Дэвид Пёрли, Джим Кроуфорд и будущий чемпион мира Алан Джонс.
В 1974-м он начал штурм главной автоспортивной вершины – Формулы 1. В марте Николсон принял участие в Гонке Чемпионов (не входившей в зачёт чемпионата мира), и хотя добрался до финиша, классифицирован не был. В апреле вышел на старт ещё одной внезачётной, но престижной гонки, International Trophy, и смог финишировать шестым.
Именно после этого, в июле 1974-го, он впервые попытался заявиться на Гран При Великобритании в Брэндс-Хэтч на Lyncar 006, однако в квалификации столкнулся с Карлусом Пасе, затем ещё несколько раз вылетал с трассы и в итоге не смог пройти квалификацию – его лучший результат оказался более чем на секунду хуже, чем у Тима Шенкена, занявшего последнюю, 25-ю стартовую позицию. Кроме того, он единственный раз в своей карьере вышел на старт «24 часов Ле-Мана» на De Cadenet, построенной Гордоном Марри и оснащённой двигателем DFV, но всё закончилось аварией на пит-лейн утром.
Год спустя (также после Гонки Чемпионов и International Trophy) Николсон вновь попытался принять участие в Гран При Великобритании, который на этот раз проходил в Сильверстоуне. В квалификации он снова проиграл 25-му месту около секунды, но на старт допускались 26 машин, а остальные соперники уступили ещё больше, так что Николсон смог принять участие в гонке.
Она закончилась для него аварией – впрочем, в этот день из-за настоящей бури так она завершилась для многих пилотов, включая Джеймса Ханта, вылетевшего в том же повороте Club. Так как победителю Николсон уступил всего 5 кругов, он был классифицирован 17-м. Этот старт оказался единственным в Формуле 1 не только для Николсона, но и для шасси Lyncar.
Впоследствии Николсон ещё несколько раз пробовал свои силы в Формуле 2, но ему было уже 35, было ясно, что высоких результатов добиться Джону не удастся. Он также активно занимался гонками на моторных лодках, которыми увлекался ещё его отец, но в конце концов он сосредоточился на своём бизнесе, где стал одним из лучших. В те времена на моторах Cosworth DFV выступали почти все команды, но в действительности эффективность этих моторов могла быть очень разной – в зависимости от версии, подготовки и других факторов.
В течение года Николсон со своими сотрудниками обслуживал и регулярно ремонтировал более 20 моторов DFV. Большая часть из них принадлежала McLaren, но у него обслуживались и многие другие. Полный ребилд двигателя производился каждые 600 миль (960 км) его ресурса, то есть фактически после каждого Гран При, и занимал 120 часов. Отказавшие двигатели ремонтировались и возвращались в строй даже после очень серьёзных поломок.
Николсон не ограничивался только обслуживанием и ремонтом DFV – он вносил в них изменения и усовершенствования. В частности, использовал поршни собственной разработки, произведённые Mahle. Интересно, что после переборки моторы DFV выдавали большую мощность, чем новые двигатели, только что прибывшие с завода Cosworth.
Бизнес Николсона в Формуле 1 закончился в тот момент, когда в чемпионате началась турбоэра – производители турбодвигателей обслуживали их сами, а от DFV все команды быстро отказались. Тем не менее, ещё много лет он продолжал работать с моторами Cosworth в Формуле 3000 и многих других гонках. Его компания существует до сих пор, но сам Джон Николсон несколько лет назад вышел в отставку и вернулся на родину, в Новую Зеландию.