Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sport F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При США…
Мои поздравления Mercedes с четвёртой подряд победой в Кубке конструкторов – до них это удавалось только Ferrari, McLaren и Red Bull. Конечно, у них достаточный бюджет и много сотрудников, чтобы добиваться столь внушительных результатов, но так всегда было в Формуле 1.
Они полностью сосредоточились на этом проекте, умно трактовали регламент, привлекли ведущих специалистов в каждый отдел и смогли заставить команду двигаться в одном направлении. Отличная работа.
Есть ли сейчас другой спортсмен в мире, который столь ярко во всех областях доминирует в своём спорте, как Льюис Хэмилтон? Сомневаюсь. Льюис в отличной форме, он чувствует себя очень комфортно – в машине и вне её. Работу на тренировках, выступления в квалификациях и гонках он довёл до совершенства. Он мотивирует и вдохновляет команду. Он всегда показывает нужный результат.
Во время интервью после гонки в Остине Льюис упомянул свою новую диету, основанную на растительной пище, как ключевой фактор успеха, наряду с его личным мироощущением и, не в последнюю очередь, с верным решением присоединиться к Mercedes.
Мне действительно нравится сегодняшняя Формула 1, пробующая новые идеи по повышению интереса к спорту и расширению аудитории. В Остине в день гонки было слишком много всего этого, а церемония представления гонщиков наверняка помешала их подготовке, но мы увидели попытку создать яркое режиссёрское телевизионное шоу.
Вопрос соблюдения границ трассы возник вновь из-за штрафа Макса Ферстаппена и стал чуть ли не самым обсуждаемым после гонки. Формула 1 и FIA сами виноваты в этом беспорядке. Когда решения принимаются столь непоследовательно, а правила столь запутаны, противоречия возникают сами собой.
С каждым годом трассы становятся безопаснее. Асфальтовые ловушки пришли на смену гравийным, а те в свою очередь заменили заборы и проволочные сетки, присутствовавшие в те времена, когда я выступал в середине 80-х.
Асфальтовые зоны безопасности позволяют в случае вылета пилотам оставаться в гонке, больше не нужны краны и маршалы, чтобы вытаскивать машины из гравия. Высокие поребрики были слишком опасны, со временем их высота снижалась, и сейчас они выглядят весьма эстетично.
Задача гонщика всегда в том, чтобы стремиться сократить длину круга и «спрямить» повороты в пределах допустимого, показав лучшее время. Они должны использовать – и используют, все разрешенные правилами возможности.
Более широкие машины 2017 года с более широкой резиной стали проблемой, поскольку они способны обеспечить нужное сцепление почти на любой поверхности, включая сухую траву, и они достаточно крепкие, чтобы это выдержать.
Границы футбольного поля или теннисного корта чётко определены. Гонщики тоже стараются соблюдать границы трассы, иначе мы увидели бы массовые срезки шикан и поворотов. Как в любом другом спорте, нам нужны чёткие правила – и судьи, следящие за их соблюдением.
Проблема в том, что понятия весьма размыты. Есть одно чёткое правило про четыре колеса за белой линией, а в остальном свободу действия гонщиков пытаются сдержать разнообразными поребриками, искусственной травой и другими препятствиями, которые гонщики часто игнорируют.
Давайте рассмотрим воскресный штраф Ферстаппена без эмоций. Забудем о том, какие машины и гонщики были вовлечены, на каких позициях они стартовали и на каком круге это произошло.
Одна машина вошла в поворот позади другой, «спрямила» его, выехав всеми колёсами за пределы трассы, и выехала из поворота впереди соперника. Это столь же недопустимо, как получение преимущества при срезке шиканы или поворота. В подобной ситуации в последние годы гонщик всегда был обязан вернуть позицию. Это бесспорно.
В FIA не всегда и не везде строго контролируют соблюдение границ трассы. Некоторые повороты привлекают их внимание – их «срезка» штрафуется в квалификациях и гонках, а другие – нет, что вызывает недоумение у участников и болельщиков. Точное соблюдение границ трассы на высокой скорости требует точности и мастерства. На трассах старой школы, окруженных барьерами и стенами, такие нарушения почти наверняка привели бы к аварии.
Кроме того, есть странный термин «долгосрочное преимущество», которое невозможно измерить и определить, если только гонщик не выигрывает за счёт этого позицию. Гонщики не выезжали бы за пределы трассы, если бы это не приносило им преимущество, когда речь не идёт об ошибке.
В других сериях гораздо строже следят за соблюдением границ, используя электронные системы, датчики давления, GPS, камеры – и неумолимо наказывают за нарушения. Там всё это отлично работает.
В Остине стюарды оперативно приняли решение, до церемонии награждения, так что на подиум поднялись гонщики первой тройки согласно протоколу. Мне понравилась эта оперативность, но у Ферстаппена не было возможности защитить себя, представить судьям свои объяснения. График в этот момент очень строгий, телекомпании и спонсоры ждут, что церемония награждения пройдёт в нужное время и с теми гонщиками, которые признаны лучшими.
Мне продемонстрировали всесторонний набор источников информации, доступных стюардам при рассмотрении инцидентов. Они видят гораздо больше, чем мы, их решения не базируются на чьём-то импульсивном мнении.
Если бы на каждом Гран При у нас была одинаковая тройка стюардов, это позволило бы добиться большей стабильности, но сейчас судьи каждый раз разные. Работа приглашенного стюарда из числа бывших гонщиков не оплачивается. Это добровольная и неблагодарная задача. Вряд ли кто-то один согласится приехать на все 21 Гран При. Возможно, пора начать платить за эту работу.
Страсть и нацеленность на победу отца и сына Ферстаппенов – яркая и долгожданная краска современной Формулы 1. Они весьма эмоционально комментировали решения стюардов в социальных сетях, и при прежнем режиме в FIA отстранили бы Макса от гонок за такие слова по крайней мере до конца сезона.
У каждого подобного инцидента свои обстоятельства. Кто атаковал, кто блокировал, кто оказался за пределами трассы. Чтобы разобраться с ними, нам и нужны стюарды, но стоит относиться к ним с должным уважением. FIA может помочь нам всем, должным образом и последовательно используя правила.