На мероприятиях FIA в Париже президент федерации Жан Тодт говорил о проблемах Формулы 1, регламенте на моторы, сокращении расходов и переходе Марцина Будковски в Renault...
Жан Тодт: «Во времена Берни Экклстоуна Формулой 1 руководил один человек. Он создал империю, занимавшую третье место среди крупных спортивных событий, уступая только Кубку мира по футболу и Олимпийским играм. Вместе с Liberty Media мы начинаем новую эпоху. Чейз Кэри собрал компетентную команду, которая хочет сделать спорт лучше. Их подход отличается от того, что был у Берни, но это настоящие профессионалы. Сейчас Формула 1 в хороших руках.
Раньше мы просили команды помогать нам при составлении регламента. Они проводили исследования и собирали для нас данные, которые становились основой новых правил. Теперь у нас есть независимый институт во главе с Россом Брауном.
Формула 1 слишком дорогой спорт, разница между богатыми и бедными командами очень велика. Мы должны снизить расходы.
Если говорить о регламенте на моторы, то было бы неправильно изобретать нечто совершенно новое. Мы должны учитывать интересы четырех автопроизводителей, которые уже участвуют в спорте и вложили много средств. Но мы хотим привлечь и новых поставщиков.
Пока ничего не решено, мы открыты для любых предложений. Мы ведем открытое обсуждение, основываясь на тех идеях, которые устраивали бы всех нынешних и потенциальных поставщиков моторов – меньшая стоимость, меньшая сложность и более громкий звук. Безусловно, это должен быть современный мотор, соответствующий последним тенденциям.
Сейчас у нас отдельный регламент на моторы для каждой серии, но такого быть не должно. На самом деле, в Формуле 1 и в WEC схожие требования: в Гран При двигатель должен выдерживать 5000 км, что примерно равно дистанции «24 часов Ле-Мана». Если бы у нас была единая концепция двигателя, это привлекло бы новых автопроизводителей и позволило бы командам Формулы 1 участвовать в Ле-Мане и наоборот.
Лично мне сложно понять, когда одна команда теряет 100 позиций на стартовой решетке. С другой стороны, надо признать, что автоспорт – это настоящая головоломка из тысячи элементов, в которой порой возникают проблемы с надежностью».
Нельзя забывать, как появилось это правило. Мы хотели снизить цены на двигатели для клиентских команд и спросили автопроизводителей, что нужно для этого сделать. Они ответили, что могут снизить цены, если поставлять меньше моторов. Во время обсуждения прозвучало даже предложение использовать всего один мотор на весь сезон. Сейчас я не возражаю против возвращения к четырем моторам на сезон, но это требует единогласного одобрения команд, а я сомневаюсь, что мы его получим».
Президент FIA добавил, что не возражает против более справедливого распределения призовых, на котором настаивают некоторые команды...
«FIA не имеет отношения к распределению денег, – пояснил Тодт. – Мы составляем правила и следим за их соблюдением. Но я считаю, что система, дающая богатым командам ещё больше денег, безусловно, не может работать. Как в этом случае небольшая команда может добиться прогресса?
Идея ограничения бюджета может сработать, если регламент позволит сдерживать расходы. Мы давно размышляем над правилами, которые ограничили бы бюджет на определенном уровне, но пока не нашли решения».
Недовольные политикой Liberty Media, Mercedes и Ferrari угрожали уйти из Формулы 1. Но Жан Тодт спокойно относится к подобным заявлениям: «Мы хотим, чтобы Ferrari и Mercedes остались в Формуле 1, но они сами принимают решение. Мы никого не можем принуждать.
Ferrari сама пострадает, если уйдет из Формулы 1. Это единственная компания, принимающая участие в Гран При с 1950 года. Она объединила спорт и создание дорожных машин – в этом её прелесть».
В конце 2020 года истекает действующий Договор Согласия, но пока неизвестно, когда появится новый документ, оговаривающий коммерческие отношения между FIA, FOM и командами Формулы 1...
«Любое развитие событий должно соответствовать условиям 100-летнего контракта между FIA и владельцами коммерческих прав, – заявил Тодт. – Это, так сказать, наша конституция. Следовательно, нам не придется начинать всё сначала».
Жан Тодт также прокомментировал скандальную ситуацию с переходом технического директора FIA Марцина Будковски в Renault: «Как и все наши сотрудники, Марцин работал у нас по швейцарскому кодексу. Он требует соблюдение 3-месячного обязательного перерыва в работе. Мы договорились с Renault о продлении этого срока на полгода, так что Марцин приступит к новым обязанностям с первого апреля.
Мы не так много можем сделать, чтобы в будущем предотвратить повторение подобной ситуации. Единственное решение – команды должны взять на себя обязательство не переманивать технических специалистов FIA, а если это происходит, увеличить обязательный отпуск до года».