Немецкий эксперт Михаэль Шмидт, рассуждая о сложной ситуации, в которой оказался мировой автоспорт и Формула 1 в том числе, считает, что в этом виноваты автоконцерны: они допустили принципиальную ошибку, когда сделали ставку на суперсовременные технологии.
Автоконцерны и FIA сильно ошибаются, считая, что гонки существуют для того, чтобы испытывать перспективные технологии, после чего разработки на их основе можно будет внедрять в серийном автомобилестроении. Действующий регламент на двигатели создал в Формуле 1 не меньше проблем, чем переход на гибридные силовые установки в гонках на выносливость. Что, кто-нибудь сказал спасибо за то, что гоночные машины расходуют теперь на трассе на 30% меньше топлива? Кто вообще обратил на это внимание?
Эта условная экономия – не более чем фиговый листок, которым автоконцерны прикрывают истинное положение дел. В ходе тестовых испытаний мотор-генератора MGU-H сжигается больше топлива, чем нужно двум машинам Формулы 1 на весь сезон. Причём бензин, который используется в гонках, только на бумаге похож на тот, что продаётся на АЗС. Кто объяснит, почему литр гоночного топлива стоит больше 200 евро?
Кроме того, машины Формулы 1 сегодня весят на 130 кг тяжелее, чем во времена Михаэля Шумахера. Вот и подсчитайте, сколько можно сэкономить только за счёт снижения их веса.
В лучшем случае технический прогресс может считаться чем-то вроде побочного продукта. Это осознавали даже те джентльмены, кто придумали автогонки и ещё в начале прошлого века проводили их по обе стороны Атлантики. Соревнования нужны лишь для того, чтобы делать машины ещё более быстрыми и повышать их надёжность. Пионеры автоспорта изначально понимали, что его главное предназначение – развлекать публику. Гонки должны быть захватывающими, машины – впечатляющими, а езду на них если и можно с чем-то сравнивать, так разве что с полётом на пушечном ядре. Ни больше, ни меньше.
Если бы нынешние капитаны автоиндустрии задумались об этом, они бы поняли, что этого вполне достаточно. Когда трибуны трасс забиты публикой, а телевизионные рейтинги зашкаливают, это автоматически означает, что всё идёт, как надо. В годы расцвета американской серии NASCAR никого вообще не волновало, что двигатели на машинах всё ещё были оснащены карбюраторами, хотя XXI век уже давно наступил.
На самом деле, автоконцерны лишь стремятся доказать своё техническое превосходство. Этого можно добиться как с гибридным турбомотором V6, так и с атмосферным 12-цилиндровым двигателем. Болельщики вообще не задумываются о том, в какой мере гоночные технологии могут применяться в обычных серийных автомобилях. Для них важно одно: чтобы та или иная марка добивалась успехов.
Если расходы на участие в Формуле 1 снизятся до относительно приемлемого уровня, автокоцернам будет даже проще. Ведь чем выше были ваши затраты, тем сильнее чувствуется горечь поражения…