Знаменитый британский конструктор Джон Барнард, в своё время разрабатывавший машины для McLaren и Ferrari, подверг критике управленческие подходы, которые применяются в команде из Уокинга, переживающей в последние годы один из самых сложных периодов в своей истории.
Стремясь исправить положение, в McLaren производят внеплановые кадровые перестановки: Эрик Булье, занимавший должность гоночного директора, был уволен, и его заменили на Жиля де Феррана, занявшего пост спортивного директора.
«Я всегда считал, что Формуле 1 больше подходит структура менеджмента, скорее напоминающая пирамиду, а не эти управленческие системы, которые применяются в крупных организациях, которые я обычно называю "матричным менеджментом", – заявил Барнард. – Думаю, в Формуле 1 это не работает.
Полагаю, всё началось много лет назад, задолго до того, как в команду пришёл Эрик Булье. По-моему, на какое-то время команда осталась без технического руководства. Я не знаком с Булье, поэтому мне трудно судить о его профессиональном опыте и способностях, но в McLaren он перешёл из Renault. С моей точки зрения, он не тот человек, кому по силам возглавлять технический департамент. Возможно, они поняли, что структуру надо менять, и начали этим заниматься.
Команде нужен кто-то, кто объединяет различные группы специалистов. Команды сейчас разрослись до таких размеров, что над разными частями машины работают разные люди, в том числе это относится и к аэродинамике.
Мне трудно в это поверить, но говорят, что одна группа занимается областью переднего крыла, другая отвечает за заднее, третья – за системы охлаждения. Однако должен быть кто-то, кто координирует все эти действия и находит необходимые компромиссные решения, поскольку без них не обойтись. И такого человека я бы назвал главным конструктором или техническим директором. Не думаю, что без такого руководителя можно добиться единого направления в работе, ведь у вас есть разные группы людей, и все будут говорить: «Я за эту часть не отвечаю, её разрабатывали другие».
Когда я разрабатывал машины, я занимался всем, отвечая за каждый технический аспект. Но сейчас проблема в том, что команды стали слишком большими, превратившись в очень громоздкие организации. Иметь с ними дело – всё равно что пытаться развернуть нефтеналивной танкер. Думаю, если говорить о владельцах и спонсорах McLaren, то они готовы вкладывать в команду деньги, пока она не поменяет курс. Если они смогут найти нужных специалистов, тогда можно будет добиться перемен к лучшему, тогда команда вновь вернётся на нормальную траекторию. Но на это потребуется время…»
McLaren – не единственная известная британская команда, у которой в 2018 году возникли серьёзные проблемы. Williams также проводит едва ли не худший сезон в своей истории, и это тревожит Барнарда.
«С моей точки зрения Williams находится в ещё более сложной ситуации, чем McLaren, – считает он. – Среди владельцев McLaren есть люди с Ближнего Востока с серьёзными деньгами. Что касается Williams, то я не знаю состава её собственников. Полагаю, Клэр Уильямс права, когда говорит о необходимости перехода к ограничению бюджетов команд. Но мне бы хотелось понять, как они собираются это осуществить.
Помню, в начале 90-х тоже были разговоры об ограничении бюджетов. И всё, что тогда предлагалось, вполне устраивало крупные и даже заводские команды, ведь у них есть все возможности обходить ограничения. Любые разработки можно вести на базе их предприятий или в рамках каких-то других проектов, а затем вдруг использовать всё это в Формуле 1. Контролировать это очень сложно. Я с интересом буду следить за тем, что они будут делать».