Монако'86: Джон Барнард

Победитель Гран При Монако 1986 года Ален Прост

Монако'86: Джон Барнард

Гонка #424: 11 мая 1986 года. Гран При Монако. Монте-Карло
Поул

Ален Прост (McLaren MP4/2C) - 1.22,627 (144,998 км/ч)

Лучший круг Ален Прост (McLaren MP4/2C) - 1.26,607 (138,335 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren MP4/2C) - 1:55.41,060 (134,633 км/ч)

К гонке 1986 года и без того медленная трасса в Монако была реконструирована: один из самых опасных участков, узкая и довольно скоростная "эска" на выходе из тоннеля, уступила место череде из четырех поворотов, из-за чего средняя скорость снизилась еще больше. Такой шаг, направленный на повышение безопасности гонок, пусть и в ущерб их зрелищности, свидетельствовал о новых веяниях – устроители чемпионата более не хотели, чтобы его участников называли "гладиаторами на колёсах".

Старт тоже обошелся без происшествий – Ален Прост удержал первую позицию, завоеванную в квалификации, а за его спиной Айртону Сенне удалось проскочить мимо чуть замешкавшегося Найджела Мэнселла. В таком порядке пилоты McLaren, Lotus и Williams удерживались довольно долго, потому что на машинах образца 1986 года обгонять в Монако было если и не невозможно, то крайне трудно.

Впрочем, Кейо Росберг готов был доказать обратное. Финн из команды Рона Денниса стартовал девятым, в первый поворот вошел шестым, а перед поворотом Mirabeau обошел еще и Benetton Герхарда Бергера. Не остановившись на достигнутом, Кеке продолжил атаки и к 30-му кругу оставил позади еще и Микеле Альборето с Найджелом Мэнселлом.

Росберг практически настиг идущего вторым Сенну, когда пришла пора проводить плановый пит-стоп. Финн отправился на замену шин, а вскоре этот манёвр повторил и его напарник по McLaren, Прост. Вернувшись на трассу, Ален оказался прямо позади Сенны, и несколько кругов зрители наслаждались их поединком. Бразилец, несмотря на изношенную резину, не уступал позицию вплоть до того момента, когда сам поехал на пит-стоп.

После этого Прост и Росберг оказались во главе гонки и без видимых сложностей довели ее до победного дубля. Сенна финишировал третьим – любопытно, но за всю карьеру бразильца этот результат окажется для него самым низким на улицах княжества (на считая двух сходов, разумеется).

Интересно...
В Монако блеснул ветеран Формулы 1 Жак Лаффит. 42-летний француз, проводящий свой последний сезон в чемпионате мира, показал в квалификации седьмой результат, но из-за заминки на решетке вынужден был стартовать самым последним. Но уже на первом круге пилот Ligier оставил позади девятерых соперников, по ходу дистанции провел еще четыре обгона, что позволило ему с учетом верной тактики и сходов конкурентов заработать одно очко за шестое место.

После Монако Лаффит проведет еще четыре гонки, причем в трёх из них наберет очки, а в одной даже поднимется на подиум, но переломы ног, полученные в стартовой аварии в Брэндс-Хэтч, вынудят Жака-Анри проститься с Формулой 1.

Джон Барнард

Джон Барнард

К середине 80-х команды Ф1 – во всяком случае, лидеры – уже взяли за привычку строить новые гоночные машины к каждому сезону. Тем удивительнее выглядит феномен McLaren MP4/2 – дебютировав в 1984 году, эта конструкция использовалась командой из Уокинга на протяжении трех полных сезонов и в 48 гонках одержала 22 победы, включая и дубль на Гран При Монако 1986 года. Автором MP4/2 был Джон Барнард.

Как и многие соотечественники, лондонец с малых лет любил гонки и даже выступал в любительских соревнованиях, но вместо получения высшего образования предпочел уже после колледжа устроиться на предприятие по выпуску станков для производства электроламп. Молодому человеку было 22 года, когда он попытал счастья, попробовав получить работу в компании Lola – Джону повезло и он был принят на самую начальную должность в конструкторском бюро.

Поначалу Барнарда привлекали к самым разным проектам, от молодежных формул до спорткаров. Чаще всего ему поручали работы, связанные с шасси. После четырех лет британец решил сменить место работы и в 1972-м оказался в McLaren. Там он был уже заметной фигурой, помогая конструктору Ральфу Беллами в работе над проектами машин для Ф1 и американских гонок.

Движение по карьерной лестнице продолжалось. Джон нигде не задерживался подолгу, и из McLaren перешел в команду Parnelli. Её инженерный штаб в середине 70-х возглавлял Моррис Филипп, а когда он покинул команду, этот пост занял Барнард. В скором времени на созданных им машинах были завоеваны победа в "500 милях Индианаполиса" и чемпионский титул серии CART. Свое дебютное десятилетие в мире гонок британец завершил на высокой ноте.

Но его главные успехи были еще впереди. Накопленный опыт уже позволял Джону претендовать на звание главного конструктора в одной из команд Ф1. Точно так же считал и Рон Деннис, недавно ставший руководителем McLaren и стремившийся обновить команду. Барнард вновь пересёк Атлантику и приступил к созданию модели MP4.

McLaren MP4 - первое творение Барнарда для Формулы 1

Она вышла на трассы в 1981 году, и хотя внешние обводы не выглядели особенно изящными, главный секрет таился внутри – впервые в истории Больших Призов шасси было целиком изготовлено из углепластика. Высокотехнологичный материал, сочетавший лёгкость и прочность, позволил Джону Уотсону в том же сезоне одержать на MP4 (позже получившем индекс MP4/1) первую победу.

Годом позже ирландец и вернувшийся за руль Ники Лауда поднимались на вершину подиума уже четырежды, обеспечив McLaren второе место в Кубке конструкторов. А в 1983-м Барнарду пришлось адаптировать машину для использования турбомоторов TAG Porsche – тогда-то британец и придумал использовать сужающуюся заднюю часть, которую можно и по сей день увидеть на всех машинах Формулы 1.

В следующем сезоне пришел черед MP4/2. Взяв все лучшее от предшественницы, в этой модели главный конструктор постарался избавиться от ее недостатков. Этому, в частности, служили эффективные углепластиковые тормоза и плавные обводы, позволявшие сокращать расход топлива. "Двойка" Барнарда эволюционировала по ходу трёх сезонов. В 1984-м и 1985-м Ники Лауда и Ален Прост практически не имели соперников, а еще годом позже надежность машины позволила Просту переиграть соперников из Williams и завоевать еще один титул.

Однако сам Джон в этот самый момент покинул Уокинг. Его пригласил сам Энцо Феррари, впечатленный достижениями британца. В отличие от уже работавшего в Маранелло Харви Постлтуэйта Барнард, приняв приглашение, наотрез отказался покидать английскую землю. Потому в Суррее на деньги Ferrari был выстроен филиал технического бюро, где и работал новобранец Скудерии.

Увы, средства коммуникации во второй половине 80-х были не чета нынешним, потому "удаленное сотрудничество" оказалось не столь успешным, как на то рассчитывали. Алые машины в 1987 и 1988 годах ехали быстро, но все же отставали от McLaren. Именно в ту пору проявилась характерная особенность, которая еще долго будет преследовать Барнарда: британец был настоящим техническим гением, но, как истинный гений, не любил мелочей.

В дальнейшем еще не раз повторится ситуация, когда созданный им проект станет по-настоящему успешным лишь тогда, когда после Джона с ним обстоятельно поработает какой-нибудь трудяга-педант. Так было в начале 90-х в Benetton и в середине того же десятилетия в Ferrari, где идеи Барнарда обращали в победы Росс Браун с Рори Бёрном.

Последнюю победу Джону Барнарду принес Михаэль Шумахер на Гран При Японии 1997 года

А вот что без сомнений принадлежит авторству самого Джона - это первая в Ф1 полуавтоматическая коробка передач, появившаяся на машинах Ferrari еще в 1989 году. Она позволяла гонщику переключаться, не убирая руки с руля – эту революционную идею быстро переняли во всех командах.

В конце 1997 года Барнард основал собственную компанию B3, которая помогала Arrows и Prost, а позже принимала активное участие в соревнованиях MotoGP. Но спустя 10 лет и эта работа наскучила британцу – он продал B3 и сейчас занимается дизайном мебели. Но не обычной, конечно, а углепластиковой.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё