Британский эксперт Марк Хьюз уверен, что Сергей Сироткин заслуживает ещё одного шанса в Формуле 1.
Обращение к болельщикам, которое Сироткин разместил в социальных сетях, реагируя на новость о том, что в следующем году за Williams будет выступать Роберт Кубица, было, как положено, выдержано в соответствии с правилами хорошего тона, но между строк чувствовалось, что ему тяжело скрыть, насколько он расстроен.
На фоне общей радости по поводу удивительного возвращения Кубицы в Формулу 1 после многолетнего восстановительного периода, Сироткина можно незаслуженно обойти вниманием. Однако в своём дебютном сезоне Сергею не раз удавалось показывать результаты, превышавшие возможности катастрофически неконкурентоспособной, аэродинамически ущербной машины, притом что его напарнику тоже недостаёт опыта, и Лэнс Стролл вряд ли мог что-то посоветовать по части базовых настроек.
Машина FW41 плохо работает на торможении (аэродинамический обвес не терпит резких кренов и продольных «клевков» корпуса, сразу теряя эффективность), и ей очень не хватает стабильности задней части. Это связано с рядом базовых инженерных просчётов и с тем, что команда неверно трактовала данные, полученные в ходе исследований в аэродинамической трубе.
За основу была взята прошлогодняя Ferrari, и концептуально шасси FW41 очень сильно отличается от той линии, которой придерживались разработчики Williams начиная с FW37, модели 2014 года. Но именно в случае с FW41 в полной мере проявились несовершенства подхода команды к анализу данных, чего не было в предыдущие сезоны. И Сироткину, дебютанту Формулы 1, приходилось пилотировать машину, о которой Кубица отозвался весьма категорично: «она практически не поддаётся управлению».
В Бразилии место FW41 однозначно было в хвосте стартового поля, тем не менее, Сироткин в 1-й части квалификации показал 13-й результат, что позволило ему легко пройти во вторую сессию. Да, мощный двигатель Mercedes помог ему на затяжном подъёме в конце круга, а также на старт-финишной прямой, но то же самое можно сказать о машинах Force India, однако у этой команды намного более эффективное шасси.
Сергей проехал круг с временем, отличавшимся от результатов Эстебана Окона и Серхио Переса в пределах десятой. Он мог бы оказаться примерно на такой же позиции и во второй квалификационной сессии, если бы не инцидент с Льюисом Хэмилтоном. Но он произошёл именно из-за того, что в Williams не ожидали от Сироткина такой скорости в 1-й сессии и не успели нормально прогреть резину в термочехлах для второй части квалификации. Поэтому Сергею на холодных шинах пришлось очень агрессивно пилотировать на круге выезда из боксов, а это застало Хэмилтона врасплох.
В Монако не столь важна эффективная аэродинамика, но нестабильности поведения задней части машины городская трасса не прощает, однако Сироткин и там смотрелся здорово, филигранно работая газом и пилотируя впритирку к барьерам. Там ему совсем немного не хватило, чтобы пройти в финал квалификации, но он опередил несколько более быстрых машин. В аналогичной ситуации в Сингапуре он тоже был в отличной форме.
У него не всё получалось одинаково хорошо, но от новичка сезона этого сложно ожидать. Однако в трудных обстоятельствах он оставался спокойным и собранным – гонщики, которых отличает качественная техническая подготовка, по мере накопления опыта становятся только лучше.
Называть его рента-драйвером – большая ошибка. Именно скорость позволила Сергею заручиться поддержкой спонсоров – точно так же в своё время было с Ронни Петерсоном, Ники Лаудой, Микеле Альборето и другими. Поговаривали, что Сироткин оказался в Williams благодаря спонсорам, однако Кубица, нынешний выбор команды, точно так же принёс команде деньги. Есть во всём этом некая ирония.
Если анализировать только скорость, то Сергей провёл сезон достаточно убедительно, чтобы продолжить выступления в Формуле 1 и в следующем году. Но получилось по-другому. Что ждёт его в будущем? Ему по-прежнему обеспечена поддержка российского банка SMP, даже если там не были готовы тратить столько же, сколько в 2018-м (именно из-за этого он и остался без контракта).
А что если в SMP обеспечат ему необходимую поддержку, чтобы он выступил в Indy 500? Смелая идея, но поскольку к знаменитой гонке будет приковано общее внимание из-за Фернандо Алонсо, это могло бы спасти Сироткина в его ситуации. А если он не просто окажется в конкурентоспособной команде, но и сможет получить мотор Honda, недоступный для Алонсо?..
Впрочем, геополитический климат сейчас такой, что российское участие в американских соревнованиях может быть сопряжено с некоторыми проблемами. Однако Сироткин – быстрый и техничный гонщик, поэтому при условии достаточной подготовки он вполне мог бы добиться успеха.
Возвращение Кубицы – отличная новость. Однако при этом Формула 1 теряет гонщика, который заслуживает ещё одного шанса.