Комментатор Sky Sports Мартин Брандл подвёл итоги сезона, завершившегося победой Макса Ферстаппена в Гран При Абу-Даби – тем самым гонщик Red Bull Racing нарушил привычную гегемонию Mercedes.
Именно этого мы ждали уже довольно долго. Когда Макс Ферстаппен и его команда в прекрасной форме, они способны на скорости, сравнимые с Mercedes, что обещало яркий финал сезона. Разве что Mercedes провели совершенно рядовую гонку и не смогли справиться с молодым голландцем. Это значит, что могучая чемпионская команда второй Гран При подряд не смогла довести до победы, что всех удивило, ведь в годы гибридной эры начиная с 2014-го она без труда доминировала на трассе в Абу-Даби.
Ферстаппену удалось выжать из машины максимум и сшить свой квалификационный круг подобно тому, как опытный портной сшивает изысканный наряд. Сейчас уже нет специальных квалификационных режимов работы силовых установок, и надо подчеркнуть, что Льюис Хэмилтон ещё не до конца восстановился после Covid-19, но от Mercedes всё-таки ожидали, что они будут той силой, с которой всем придётся считаться.
Но вышло по-другому. Макс идеально тронулся с места, получил преимущество уже в 1-м повороте и сразу начал его наращивать, после чего лидировал на каждом круге и пересёк линию финиша на 15,9 секунды раньше ближайшего преследователя. Более того, он даже предлагал Джанпьеро Ламбьязе, своему гоночному инженеру, переключить двигатель в более щадящий режим, но тот не стал этого делать.
План Red Bull мог дать единственный небольшой сбой на 10-м круге, когда сначала ввели режим виртуального сейфти-кара, а потом на трассу выехал реальный автомобиль безопасности – это произошло из-за остановки машины Серхио Переса, на которой вышла из строя трансмиссия, и маршалы просто не могли убрать её с обочины. А запарковался мексиканец в довольно опасном месте.
Это не только лишило нас удовольствия посмотреть очередное яркое выступление Переса, которому предстояло прорываться вперёд после старта из последнего ряда из-за штрафа за замену двигателя, что могло хоть как-то разнообразить не самое яркое зрелище. Этот эпизод также позволил командам провести пит-стоп с минимальными затратами времени и означал, что всем, кто отправился в боксы, поставили комплекты жёсткой резины, которым предстояло выдержать оставшиеся до финиша 45 кругов. При этом был риск, что ресурса шин всё-таки может не хватить.
Но были и такие, кто предпочёл остаться на трассе – оба гонщика Ferrari, Леклер и Феттель, оба пилота Alfa Romeo, Райкконен и Джовинацци, Магнуссен на Haas и Риккардо на Renault, которые были среди тех, кто стартовал на резине Hard. Поскольку автомобиль безопасности больше на трассу не выезжал, в итоге только Риккардо более-менее эффективно удалось реализовать такую тактику, он продержался до 39 круга, после чего провёл пит-стоп и финишировал седьмым. Поскольку Эстебан Окон был только 9-м, Renault осталась на 5-м месте в Кубке конструкторов.
Однако Даниэлю на финальном этапе удалось получить дополнительный призовой балл за самый быстрый круг, не позволив Ферстаппену, своему давнему сопернику, заработать Большой Шлем.
Скудерия закончила гонку с отставанием на круг на далёких 13-м и 14-м местах. Для Ferrari настали трудные времена, и дело не только в медленной машине: высшее руководство компании лихорадит из-за череды отставок и болезней. Остаётся надеяться только на то, что в 2021 году команда получит модернизированную силовую установку, а аэродинамика машины станет совершеннее.
Луис Камильери неожиданно оставил пост исполнительного директора Ferrari, и его должен заменить молодой энергичный руководитель, поэтому в Маранелло должны принять очень важное решение, ведь команда отчаянно нуждается в новом лидере, который бы уверенно принял командование на себя.
Александер Элбон, возможно, провёл свой лучший день в составе Red Bull Racing в этом сезоне: ему удалось красивым манёвром опередить Ландо Норриса, после чего он держался позади обеих машин Mercedes в «окне» их пит-стопов, не давая им возможность предпринять какой-то тактический манёвр, чтобы попытаться дестабилизировать Ферстаппена, продолжавшего наращивать преимущество с размеренностью метронома.
На последней четверти дистанции Элбон ехал быстрее всех и сократил отставание от Хэмилтона до полутора секунд. До Боттаса, финишировавшего вторым, ему оставалось четыре секунды. Те люди в Red Bull Racing, кто хотели бы оставить Элбона в команде в следующем году, вовремя получили дополнительный аргумент.
Для McLaren день сложился отлично, их гонщики заняли 5-е и 6-е места, обеспечив команде важное 3-е место в Кубке конструкторов. Задачу им облегчил и сход Переса, и тот факт, что Лэнс Стролл заработал только одно очко, поскольку замкнул первую десятку. В итоге Racing Point уступила McLaren семь очков – дорого ей обошёлся штраф за копирование прошлогодней машины Mercedes, ведь её тогда лишили 15 очков.
Во многом это был день прощаний.
Себастьян Феттель переходит из Ferrari в Racing Point, которая в следующем году трансформируется в Aston Martin. Риккардо переходит из Renault в McLaren, а Карлос Сайнс уходит оттуда в Ferrari. Роман Грожан, Кевин Магнуссен и, судя по всему, Даниил Квят, уйдут из Формулы 1, а также, возможно, и Перес, если Элбон сохранит своё место в Red Bull Racing, у которой заканчивается долгосрочный контракт c Aston Martin – с 2021 года у этой компании появится своя команда в Формуле 1, а Renault будет выступать в чемпионате под брендом Alpine.
И, конечно, мы по-прежнему ждём подтверждения того, что Льюис Хэмилтон и Тото Вольфф останутся в Mercedes-Benz. Но это должно быть простой формальностью, с которой они разберутся вскоре после завершения сезона.
Возможно, автодром Яс-Марина в Абу-Даби – самый красивый в мире, особенно вечером, когда его заливает свет прожекторов. Учитывая, что на территории всего сооружения и в расположенных рядом отелях был введён полный локдаун, мы все находились в пределах чётко очерченной биосферы. В марине было пришвартовано несколько яхт, но на них никого не было, так что всё проходило в довольно безлюдной атмосфере.
Будем надеяться, что это сложности временного характера, а вот о конфигурации трассы этого сказать нельзя, и это действительно проблема, поскольку обгонять там можно было только с помощью DRS, а настоящих примеров острой борьбы мы почти не видели.
В теории, всё должно нормально работать, учитывая, что за шпилькой 7-го поворота начинается длинная прямая, затем идёт медленная шикана, ещё одна прямая и медленная двойная шикана.
Дело в том, что там просто слишком много поворотов с обратным профилем, где усугубляются аэродинамические проблемы, связанные с плотным преследованием машины соперника, а на первом и третьем секторах в основном приходится просто ехать за ним. При этом заключительный сектор всегда требует особенно эффективной работы по поддержанию температуры шин в нужном диапазоне.
В четырёх из шести последних Гран При Абу-Даби первая тройка в каком порядке стартовала, в таком и финишировала, и эта гонка стала шестой подряд, в которой победа досталась обладателю поула. В своё время именно эта трасса сыграла ключевую роль в создании системы DRS, после того как Фернандо Алонсо упустил в 2010 году титул, когда его Ferrari надолго застряла позади Renault Виталия Петрова.
Пора пересмотреть конфигурацию Яс-Марины и скорректировать профиль поворотов.
Подведём итоги. Сезон начался в июле, и за 23 недели прошло 17 гонок. В паддоке было проведено в общей сложности 76 тысяч тестов на коронавирус, причём в это число не входит множество других тестов, которые люди сдавали частным образом.
По статистике положительных результатов было меньше, чем один на 1000 тестов, к сожалению, у троих гонщиков из 20-ти был выявлен Covid-19. Действовали жёсткие ограничения, и я не сомневаюсь, что теперь у Формулы 1 есть огромный объём информации, которая будет использована в ходе подготовки к сезону следующего года, до которого осталось не так уж много времени.
Желаю вам хорошо отпраздновать Рождество и Новый год – там, где есть такая возможность. Надеюсь, сезон 2020 года доставил вам не меньше удовольствия, чем мне.