Как Jordan эта команда заканчивала сезон третьей, как Force India дважды была четвёртой. Казалось, повторить невозможно – соперники по средней группе очень сильны, но в 2020-м – уже как Racing Point – они вновь оказались четвёртыми.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
С.Перес | 15 | 4 | 125 | 3 | 1 |
Л.Стролл | 16 | 11 | 75 | 1 | 3 |
Н.Хюлкенберг | 3 | 15 | 10 | 3 | 7 |
Команда |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2020 (Racing Point) | 17 | 4 | 195 | 1 | 1 |
2019 (Racing Point) | 21 | 7 | 73 | 5 | 4 |
2018 (Racing Point Force India) | 9 | 7 | 52 | 3 | 5 |
2018 (Force India) | 12 | дискв | 59 | 8 | 3 |
2017 (Force India) | 20 | 4 | 187 | 3 | 4 |
2016 (Force India) | 21 | 4 | 173 | 2 | 3 |
В Racing Point не придумали ничего нового. Возглавив команду, в которой выступает его сын, канадский бизнесмен Лоуренс Стролл использовал проверенный рецепт быстрого прогресса в условиях стабильного регламента – обратиться к топ-команде и скопировать их прошлогоднюю машину.
Чуть другую модель используют в Haas F1 с Ferrari, схожий подход у AlphaTauri – в 2020-м они использовали множество деталей от прошлогодней машины Red Bull Racing, в том числе подвеску. Но Лоуренс договорился с Mercedes.
На зимних тестах машину сразу прозвали «розовый Mercedes» – из-за характерных цветов спонсора BWT и схожести с Mercedes W10 2019 года.
Сотрудничество с многолетними лидерами чемпионата было очень плотным – Лоуренс наладил контакт с Тото Вольффом и получил режим наибольшего благоприятствования.
На тестах в команде скрывали скорость машины, видимо понимая, что в какой-то момент протестов не избежать. Потом был отменённый этап в Мельбурне, так что все разборки с соперниками пришлось отложить до лета.
На первом австрийском этапе оба гонщика команды квалифицировались в десятке, но в гонке выступили неудачно. А уже на втором этапе машина оказалась третьей по скорости – и команда получила протест от Renault.
Сравнив фотографии воздуховодов охлаждения тормозов у Mercedes и Racing Point, инженеры Renault пришли к выводу, что они аналогичны – и обратились за разъяснениями в FIA, ведь по правилам каждая команда должна самостоятельно разрабатывать этот узел – и обладать на него авторскими правами.
Стюарды Гран При Штирии протест удовлетворили, но не в технической плоскости – у них не было компетенций, а в спортивной, наказав команду потерей 15 очков в Кубке конструкторов и двойным штрафом в 200 тысяч евро – по одному на каждую машину.
Вопросами соблюдения технического регламента занялись в FIA. Они опечатали и изъяли воздуховоды передних и задних тормозов RP20 – и попросили Mercedes предоставить для сравнения воздуховоды передних и задних тормозов W10 2019 года.
Пока в FIA разбирались с деталями, в Renault после каждой гонки подавали протест на соответствие регламенту машин Racing Point, но стюарды всякий раз лишь принимали его к сведению, в ожидании решения FIA. Подали протесты и в других командах – в Ferrari, McLaren, Williams. Протест на решение оштрафовавших их стюардов подали и в Racing Point, настаивая на своей невиновности. Назревал кризис, но в конце августа вопрос был неожиданно закрыт. В FIA объявили, что в 2021-м ограничат возможность копирования деталей, стороны пошли на мировую – и почти одновременно отозвали протесты. Можно было вернуться к гонкам.
Этим неприятности не ограничились. Перед этапом в Сильверстоуне Серхио Перес стал первым пилотом, пропускавшим Гран При из-за коронавируса. После венгерского этапа Серхио слетал в Мексику, соблюдая все меры безопасности, но частный повар в месте, где он питался, оказался заражён – и Серхио тоже заболел.
В команде позвали на замену Нико Хюлкенберга, благо он был доступен. Нико согласился, в FIA выдали ему суперлицензию – и за рулём незнакомой машины опытный немец по ходу уик-энда смотрелся очень неплохо. Но в гонке стартовать не смог – в корпусе сцепления срезало один из болтов, он застрял в механизме и не позволил запустить двигатель. Устранить поломку оперативно не удалось, так что Нико смотрел за ходом гонки с командного мостика.
Следующий этап – вторую гонку в Сильверстоуне или Гран При 70-летия Серхио вновь пропускал – и Нико показал третье (!) время в квалификации, подтвердив и своё мастерство, и скорость машины, а в гонке финишировал седьмым.
Но и это не всё. Через два месяца на Гран При Айфеля замену в составе команды пришлось проводить уже по ходу уик-энда. На этот раз заболел Лэнс Стролл. Утром в субботу в команде поняли, что он не сможет участвовать – и вновь пригласили Хюлкенберга. После окончания этапа у Стролла подтвердился коронавирус, он вышел на старт следующей гонки, но чувствовал недомогание и выступил слабо.
Лучшей в сезоне для Raсing Point оказалась вторая гонка в Сахире, где Перес одержал победу, а Стролл финишировал третьим. Двойной подиум серьёзно укрепил позиции команды в борьбе за третье место в Кубке конструкторов.
Интересно, что к этому моменту уже было известно, что Серхио не получит контракт. Спортивные результаты не имеют значения, когда речь идёт о большой политике, а команде, которая в следующем году сменит название на Aston Martin, получив официальный статус, нужен был статусный гонщик – и они подписали оставшегося без контракта с Ferrari четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля.
К счастью, Серхио нашёл возможность остаться в Формуле 1 и в следующем году станет напарником Макса Ферстаппена по Red Bull Racing.
Серхио Перес: «Я начал сезон с самой конкурентоспособной машиной за все эти годы, но результаты долго не приходили. В самый важный момент я заболел коронавирусом, жена и дети тоже оказались инфицированы. В результате я пропустил две гонки очень короткого сезона – казалось, что всё потеряно. Потребовалось много усилий, чтобы полностью восстановиться. Этот вирус меня здорово потрепал!
Затем я остался без работы на следующий сезон. Я должен был добиваться лучших результатов на трассе, хотя на моей машине не было новинок. Я почти поднялся на подиум, но из-за ошибочной стратегии его упустил. Потом был ещё один шанс в ключевой момент для моего будущего, но за несколько кругов до финиша взорвался мотор. Чтобы избежать штрафа, на мою машину поставили наименее надёжный двигатель, проехавший большую дистанцию – и это на трассе, где мощность мотора очень важна.
Я всё же одержал свою первую победу и спустя полвека вернул Мексику на вершину подиума. Мы закончили сезон на четвёртом месте, а я получил новый шанс, ради которого напряжённо работал больше 25 лет!»
В следующем году Racing Point вновь сменит название – и попытается продолжить успешную тенденцию. У владельца команды Лоуренса Стролла очень серьёзные амбиции, у его сына Лэнса очень сильный напарник. Это будет интересно.