В последнее время Себастьян Феттель всё больше внимания уделяет вопросам экологии, расового и социального равенства. В интервью The Race немецкий гонщик рассказал о своих идеях и убеждениях…
Себастьян Феттель: «У меня есть определенный взгляд на некоторые вещи. С моей позицией не все согласны, но я готов её отстаивать, уважая мнение других людей. На мой взгляд, некоторые вещи мы, как общество, делаем неправильно.
Чтобы сохранить жизнь на этой планете, нам нужно больше о ней заботиться – это очевидно. А когда речь идёт о правах человека, равенстве, об отношении к людям, которые от нас отличаются – в молодости вы не думаете об этом, а потом взрослеете и начинаете обращать внимание, получаете больше информации о том, что происходит в мире.
Я расстроен тем, как много у нас недостатков, как многое мы делаем плохо, как медленно, по сравнению со скоростями Формулы 1, мы меняемся, снова и снова повторяя те же ошибки.
Но если в Формуле 1 из-за ошибки вы потеряете несколько очков или в худшем случае проиграете титул, то в реальном мире ошибки причиняют людям боль и могут повлиять на их дальнейшую жизнь. Это несправедливо, неправильно, и я рад возможности говорить об этом.
Не важно, кто вы и откуда родом – все заслуживают равного отношения. В разных странах разные правила, разные правительства, разное отношение к происхождению. Есть некоторые страны, позицию которых я считаю неприемлемой. Но мы приезжаем туда на гонки. Я думаю, что нужны не только слова, но и действия. Я чувствую, что наш спорт может оказать большее влияние, сделать наш мир более честным и справедливым.
Я считаю, что неправильно разделять людей и судить за то, что они любят мужчину, а не женщину, или женщину, а не мужчину. Любовь, происхождение, вероисповедание – любая форма разделения несправедлива. Мир намного богаче.
Если бы все мы были одинаковыми, то просто бы не развивались. Представьте, что в Формуле 1 все машины выглядят одинаково: одинаковый цвет, одинаковые аэродинамические элементы. Мы бы никогда не добились прогресса, достигнутого благодаря тому, что мы использовали разные идеи, формы, подходы. Так и с людьми. Наш вид так здорово развился только потому, что все мы разные. И нужно радоваться этим различиям, а не бояться их.
Спортом, как и странами, управляют конкретные люди со своими принципами и убеждениями. Это сложно, но мы должны найти идеальных людей для руководства спортом, а затем найти правильный путь для движения вперед.
В бизнесе финансовая сторона превыше всего, но в какой-то момент те, кто принимают решения, должны спросить себя: есть ли у спорта моральный компас, позволяющий отказываться от определённых предложений, или мы соглашаемся на любую прибыльную сделку?
Меня критикуют за то, что я поддерживаю экологические программы, но выступаю в Формуле 1. Но мы живём в такое время, когда у нас есть технологии и возможности, позволяющие сделать Формулу 1 более экологичной, сохранив её зрелищность, скорость, вызов, страсть. У нас много умных людей, способных придумать такие решения.
Сегодняшний регламент очень интересен, силовая установка невероятно эффективна, но эта эффективность бесполезна, ведь если вы решите купить дорожную машину, там не будет такого мотора. Говорят, что в будущем регламент сместится в сторону более актуальных решений, но я в это не верю. И я думаю, что Формула 1 исчезнет, если не обретёт актуальность. Мы находимся на той стадии, когда знаем, что совершили ошибки, и понимаем, что не можем допустить их повторения.
Я бы предпочел видеть переход на синтетическое топливо, а не биотопливо, но регламент на силовые установки будет заморожен до 2025 или 2026 года, так что мы ещё пять лет не увидим никакого прогресса, а мир за это время уйдёт вперёд.
У меня нет ответа на все вопросы, но у нас много талантливых инженеров, способных найти решение. В мире более миллиарда автомобилей, которые ежедневно работают на ископаемом топливе. Самолеты, поезда, корабли работают на ископаемом топливе. Поиск реальной альтернативы определит наше будущее.
Я считаю, что Формула 1 должна как можно скорее внедрить синтетическое топливо, даже если некоторые правила уже приняты. У нас нет времени говорить о личных интересах или о том, что один производитель предпочтительнее другого. На карту поставлено нечто большее, и мы могли бы использовать наши ресурсы – интеллектуальные и финансовые – для решения более глобальных задач.
В последние 10 лет мы потратили кучу денег на моторы, которые, по сути, не имеют никакого отношения ни к сегодняшним, ни к машинам следующего поколения. Каждый производитель потратил более миллиарда долларов на разработку этих моторов.
Моё будущее? Вряд ли я стану журналистом или уйду в политику. Мне уже много лет, вряд ли я ещё десять лет буду гоняться в Формуле 1. Конечно, я думаю о том, что будет дальше. Моё внимание легко захватывают увлеченные люди, даже если речь идёт о вещах, которые сейчас меня не интересуют. Я легко могу загореться чем-то ещё.
Любому спортсмену или гонщику сложно найти для себя что-то свое. Проще всего было бы стать репортером Sky Sport F1 и комментировать происходящее ещё многие годы. Но я не вижу себя в этой роли, хотя очень люблю наш спорт. Впрочем, у меня есть семья – мне будет о ком позаботиться, когда я уйду на пенсию».