Бывший гонщик Формулы 1 Джолион Палмер в авторской колонке проанализировал, как авария Николаса Латифи в воскресной гонке лишила Серхио Переса шансов на победу в Джидде, а Льюиса Хэмилтона возможности финишировать выше десятого места.
Выбор гоночной стратегии – всегда сложная задача в Формуле 1, но на городских трассах появляются дополнительные факторы, которые могут повлиять на ход гонки и свести на нет всё планирование – в этом мы вновь убедились в прошлый уик-энд на Гран При Саудовской Аравии.
В прошлом году мы уже видели, как безобидная авария в конце пелотона может повлиять на ход гонки или даже целого чемпионата. В воскресенье Николас Латифи попал в довольно типичную аварию на 15-м круге, вновь изменив ход гонки. Серхио Пересу не повезло с моментом этого инцидента, поскольку он только что выехал из боксов, отвечая на возможный пит-стоп Шарля Леклера и Ferrari.
Перес превосходно провёл квалификацию, завоевав первый в карьере поул, а после старта контролировал ход гонки. У него было неизменное преимущество в две секунды, но поскольку Леклер ехал в пределах досягаемости, в Red Bull решили не рисковать и поставить мексиканскому гонщику новые шины.
Вполне возможно, что в Ferrari блефовали, чтобы вынудить Переса рано провести пит-стоп. Сложно сказать, как бы поступил Леклер, если бы Серхио не остановился. Поехал бы тогда Шарль на свой пит-стоп?
Сообщение гонщику по радио «остановка ради обгона» означает указание заехать на пит-лейн, если впереди идущий гонщик не останавливается на пит-стоп. Это дерзкая попытка получить стратегическое преимущество – либо вы используете «подрезку», либо вынуждаете соперника парировать угрозу «подрезки» пит-стопом, а сами преодолеваете свой отрезок на пустой трассе и затем получаете более свежие шины для атаки.
Сложно представить более неподходящий для Переса момент аварии Латифи. Он перед этим проехал всего полкруга, поэтому ещё не использовал максимально преимущество новых шин, а остальные смогли сократить время своих пит-стопов за счёт автомобиля безопасности.
После этого Перес уступил позицию ещё и Карлосу Сайнсу, оказавшись позади испанца на линии автомобиля безопасности, и не сразу пропустив его. Серхио вернул позицию после рестарта, но мне это показалось тактической игрой со стороны Red Bull. Они не стали отдавать позицию раньше, чтобы Перес защитил Ферстаппена на рестарте и гарантировал, что Сайнс не сможет оказать прессинг на Макса.
В общем, двое лидеров получили небольшое преимущество над парой Перес/Сайнс, и уже вдвоём устроили борьбу за лидерство, которая получилась фантастической. Леклер отбил две атаки Ферстаппена, но не смог сдержать Макса. Несмотря на то, что Шарль изводил соперника до финиша Гран При, он довольствовался вторым местом. Всё равно это отличный результат для лидера чемпионата.
Шарль Леклер мог оказаться на месте Переса, если бы в Red Bull не позвали своего гонщика на пит-стоп. Если бы Серхио остался на трассе, а Шарль свернул в боксы в попытке осуществить «подрезку», то он непреднамеренно вывел бы себя из борьбы, а в Red Bull завершили бы гонку победным дублем.
Леклер мог финишировать четвёртым, если бы карты выпали иначе, так что результат Шарля – хороший, принимая во внимание городскую трассу с высокой вероятностью ошибок и риском автомобиля безопасности.
Серхио Перес оказался не единственным проигравшим от выезда автомобиля безопасности. Кевин Магнуссен и Льюис Хэмилтон тоже не смогли ничего предпринять в тот момент, поскольку стартовали на шинах Hard. Теоретически такая стратегия давала им больше гибкости: они могли проехать очень длинный первый отрезок в надежде, что автомобиль безопасности появится на трассе ближе к финишу. Тогда на короткий второй отрезок они бы поставили шины Medium, на которых смогли бы атаковать.
Теория казалась разумной для Haas и Mercedes. Если бы Латифи не разбил машину, то Магнуссен и Хэмилтон получили бы преимущество, проведя пит-стопы в тот момент, когда Даниэль Риккардо и Фернандо Алонсо одновременно остановились на трассе. Однако в реальности оказалось, что авария Латифи произошла в самый неудачный для них момент.
Гонщики, стартовавшие на Medium, получили выгоду от инцидента Латифи – сменили шины на Hard, чтобы на жёстком комплекте доехать до финиша. Магнуссену и Хэмилтону было ещё слишком рано останавливаться в боксах, поскольку они не смогли бы добраться до финиша на составе Medium, на который им пришлось бы перейти.
Если бы Латифи разбил машину на пять или шесть кругов позже, то не только Перес остался бы фаворитом гонки, но и Льюис Хэмилтон, возможно, добился бы большего, нежели удручающее десятое место. Кроме того, мы бы стали свидетелями ещё одного эпичного результата Haas.
Конечно, парни сильно огорчились, но такова природа гонок. Иногда ты выигрываешь, иногда – проигрываешь. Им ничего не остаётся, кроме как надеяться, что однажды они получат то, чего заслуживали в Джидде.