Кристиан Хорнер и Маттиа Бинотто утверждают, что их команды не смогут уложиться в бюджеты, ограниченные на уровне $140 млн., это связано с высокими темпами инфляции и стремительным повышением расходов на логистику и разного рода материалы.
Руководитель Скудерии на пресс-конференции в субботу подчеркнул, что у них не будет реальной возможности остаться в рамках отведённого бюджета, тогда как Хорнер заявил, что Red Bull Racing придётся либо экономить, либо пропустить несколько гонок, чтобы хотя бы приблизиться к разрешённому уровню затрат.
Всё это говорится в рамках дискуссии о необходимости увеличить потолок бюджета, что также готовы поддержать такие команды, как McLaren, Aston Martin и AlphaTauri.
Финансовый регламент предусматривает различные меры наказания за превышение бюджетов, в зависимости от размеров этого превышения и характера нарушений. При этом предусматривается дельта в 5%, за которую штрафовать не будут, поскольку это считается несущественным нарушением.
По словам Бинотто, команды не смогут уложиться в $140 млн. в связи с форс-мажорными обстоятельствами: «Возможности удержаться на этом уровне просто нет, и я уверен, что на какой-то стадии мы его превысим.
Регламент предусматривает порог в 5%. Если превышение бюджета составит менее 5%, такое нарушение считается несущественным. А если превышение бюджета вызвано форс-мажорными обстоятельствами, какими будут решения стюардов и FIA по части штрафов? Понятия не имею.
Но я не думаю, что у нас и у многих других команд есть возможность уложиться в отведённые бюджеты, даже если мы будем сокращать штаты. Но сразу должен заметить, что я не считаю это правильным выбором.
Уже начинается лето, и к тому моменту, когда вы сможете всё это организовать, эффект будет недостаточным, чтобы компенсировать рост цен и затрат».
Кристиан Хорнер уже говорил, что в этой ситуации команды будут вынуждены пропустить несколько гонок, и сегодня он пояснил, что привёл это в качестве примера, иллюстрирующего серьёзность положения.
«Чтобы хотя бы приблизиться к уровню, на котором ограничены бюджеты, надо сэкономить средства, эквивалентные пропуску нескольких гонок, и в прошлый уик-энд я лишь пытался это подчеркнуть, – заявил руководитель Red Bull Racing. – Все топ-команды в этом году выйдут за пределы $140 млн. Чего мы не хотим делать, так это играть в глупые игры. Предположим, в Ferrari превысят бюджет на $4,9 млн., а мы на $4,7 млн., потратив эти деньги на ту самую разработку, которая может повлиять на исход чемпионата?
Мы хотим получить разъяснения, причём получить их быстро, поскольку это неправильно, если всё сдерживают две команды, на которых эта ситуация не сказывается.
Смысл перехода на ограниченные бюджеты был вовсе не в этом, а в том, чтобы лишить топ-команд возможности заниматься расточительством. Когда мы согласились принять такой потолок бюджетов – давайте вспомним, что из-за пандемии он стал на $30 млн. меньше уровня, который предлагался изначально – никто не мог предвидеть, каким образом в мировом масштабе будут развиваться события, подстёгивающие инфляцию.
Мы даже не в состоянии предвидеть уровень инфляции во второй половине года. Все видят, что стоимость жизни растёт, коммунальные платежи превышают все мыслимые пределы – до чего всё это дойдёт через шесть месяцев?
Нам нужно, чтобы в FIA начали действовать заранее, поскольку ближе к середине года мы уже мало что сможем предпринять. Кроме того, у нас есть обязательства перед нашими сотрудниками.
В прошлом году мы уже вынуждены были проводить сокращение штатов, чтобы уложиться в лимит бюджета, но это было ещё до начала роста инфляции. И я не думаю, что угроза массовых сокращений – это хорошо для Формулы 1. Надеюсь, здравый смысл возобладает. Это форс-мажорная ситуация, которую никто не мог предвидеть, и сейчас надо просто найти разумное решение».
Alfa Romeo – одна из тех команд, которые возражают против повышения лимита бюджетов. Её руководитель Фредерик Вассёр не считает рост инфляции форс-мажорными обстоятельствами.
«Инфляция – это никакой не форс-мажор, – заявил Вассёр. – Прошлой осенью, когда мы обсуждали бюджет, все прекрасно знали, что инфляция неизбежна. И сейчас дело команд – определиться, хотят ли они продолжать модернизировать машину в течение всего сезона и пропустить четыре гонки, или сбавить темпы модернизации и провести весь сезон.
Я уверен, что на какой-то стадии мы должны будем согласиться, что не стоит пытаться менять правила игры всего после нескольких гонок».
Маттиа Бинотто при этом приводит тот аргумент, что топ-команды в своё время согласились на компромиссное решение, когда обсуждался разумный потолок бюджетов, поэтому теперь команды поменьше тоже должны занять такую позицию.
«Какой бы ни была ситуация с небольшими командами, есть чувство ответственности, которое мы проявили в 2020-м, когда согласились уменьшить потолок бюджетов с $175 млн. до $145 млн., – напомнил руководитель Скудерии. – Соглашаться на это было не в наших интересах. Проще всего было остановиться на уровне $175 млн. и сказать, что на этом дискуссии заканчиваются.
Но мы сделали над собой усилие, поскольку понимали, насколько важно достичь согласия, понимали, что важно сделать ситуацию с бюджетами команд более сбалансированной. Но сейчас, зная, на каком уровне они ограничены, мы понимаем, что регламент нуждается в корректировке, и это должны понимать все команды и проявлять ответственность.
Но если какая-то команда будет просто преследовать свои собственные интересы, мы никогда не сможем продвинуться вперёд».