Гэри Андерсон, бывший конструктор машин Формулы 1, а ныне технический эксперт издания The Race, отверг любые конспирологические теории, появившиеся после странного схода Юки Цуноды с дистанции гонки в Зандфорте.
Версии о заговоре, что якобы в AlphaTauri намеренно спровоцировали введение режима виртуального сейфти-кара (VSC), чтобы помочь Максу Ферстаппену и Red Bull Racing выиграть Гран При Нидерландов – полнейшая чепуха, и я не удивлён, что эта команда отметает подобные предположения.
Причина, по которой в AlphaTauri не смогли сразу диагностировать проблему с машиной Юки Цуноды, вполне понятна.
Я уверен, что когда он выехал из боксов после своего второго пит-стопа, на его AT03 либо дифференциал вышел из строя, либо сломался один из приводов. Гонщик при этом чувствовал, что с одной стороны машины что-то не то, поэтому предположил, что колесо плохо закреплено. Потом команда выяснила, что проблема была связана с дифференциалом.
Но гонщик в первую очередь подумал про незафиксированное колесо, что вполне логично, ведь он только что побывал на пит-стопе и сообщил об этом команде. Он почувствовал некий дисбаланс, однако это было лишь следствием другой проблемы.
Цунода остановился и ослабил ремни безопасности, поскольку подумал, что гонка для него закончилась. Но когда в команде поняли, что все колёса закреплены нормально, и никаких других проблем не видно, ему сказали продолжить движение. Когда машина стоит на месте, команде сложно увидеть, всё ли в порядке с приводами задних колёс.
До боксов Юки возвращался медленно, и при этом невозможно понять, что там с дифференциалом и с приводами, поскольку оба задних колеса вращаются с одинаковой скоростью. В этой ситуации инженерам AlphaTauri могло показаться, что всё нормально.
В боксах на машине японца снова поменяли колёса, после чего механикам понадобилось время, чтобы застегнуть ремни безопасности. По радио он уже сообщил, что они расстёгнуты, поэтому стюарды были в курсе проблемы, за что он потом получил предупреждение. Однако неисправность системы привода команда в тот момент так и не выявила.
Но как только машина покинула боксы, сразу стало понятно, что на одно из задних колёс крутящий момент не передаётся. Цунода по радио сказал команде, что проблема осталась, и на этот раз предположил, что она, возможно, связана с дифференциалом.
Вероятно, он мог бы выбрать более подходящее место для остановки, например, на внешней обочине трассы в 3-м повороте, откуда машину было бы проще эвакуировать. Но как получилось, так и получилось, и в любом случае без введения режима VSC скорее всего не обошлось бы.
И если кто-то считает, что в Red Bull по ходу гонки могли придумать и реализовать подобный сценарий, при том что для Юки английский язык – не родной, то это абсолютный нонсенс.
В Mercedes сами испортили себе гонку, когда приняли решение не приглашать Льюиса Хэмилтона на пит-стоп в период, когда на трассу выехал автомобиль безопасности, хотя действовали так из лучших побуждений, потому что рассчитывали побороться за победу.
Введение режима VSC из-за остановки Цуноды действительно не позволило Mercedes проехать дистанцию гонки с единственным пит-стопом и попытаться её выиграть, но такова жизнь. Однако если этот режим объявляется в неподходящий момент из-за чьей-то остановившейся на трассе машины, это ещё не значит, в подобных ситуациях есть что-то подозрительное.
Важно подчеркнуть, что в Mercedes не пытались жаловаться или подавать протесты, даже если у них и были какие-то сомнения. Им просто пришлось признать собственные просчёты, но от соблазна в чём-либо обвинить AlphaTauri они удержались.
Если же говорить про Red Bull Racing, то что бы эта команда могла выиграть? Она уже уверенно лидирует в обоих зачётах чемпионата, а Ферстаппен, скорее всего, смог бы довести гонку до победы, даже если бы Mercedes удалось реализовать тактику одного пит-стопа.
В общем, как часто бывает с конспирологическими теориями, эта тоже полностью несостоятельна.