Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, а ныне комментатор телеканала Sky Sports, вспоминает главные события Гран При США, который многие успели назвать одной из самых интересных гонок сезона.
Бывают гонки, на которых мне хочется громко аплодировать в момент, когда я вижу отмашку клетчатым флагом, но в последний момент вспоминаю, что вообще-то я всё ещё комментирую в прямом телеэфире.
Когда Себастьян Феттель на последнем круге захватывающей гонки по внешнему радиусу последнего поворота опередил Кевина Магнуссена, который не собирался сдаваться без боя, это однозначно был один из таких случаев.
На трибунах автодрома в Остине был аншлаг, и все эти люди стали свидетелями лучшего шоу, которое только может быть в Формуле 1 и в котором было всё: запредельные скорости, невероятное мастерство, пугающие аварии, рестарты, ошибки на пит-стопах и разнообразные тактические схемы. А потом были и неоднозначные последствия.
За ростом популярности Формулы 1 в Америке любопытно наблюдать, в том числе эта тенденция чувствовалась в минувший уик-энд, когда Circuit of the Americas (COTA) в 10-й раз принимал Гран При США.
Коллизия на старте по вине Расселла
События уик-энда проходили на фоне скандала, связанного с финансовыми нарушениями, допущенными Red Bull Racing – остаётся надеяться, что в ближайшие дни эта история завершится. Вероятно, команда понесёт некое наказание.
Как только гонка стартовала, уже в первом повороте разыгралась драма. Макс Ферстаппен тронулся с места и разогнался лучше, чем Карлос Сайнс, стартовавший с поула, но допустивший пробуксовку ведущих колёс. К несчастью для испанского гонщика Ferrari, он решил не пытаться удержаться вплотную за машиной Макса, чтобы потом сунуться на внутренний радиус, а сместился вправо, надеясь занять в этом крутом левом повороте на вершине холма оптимальную гоночную траекторию и рассчитывая получить преимущество на выходе.
Макс ехал слева от него, и у голландца была не лучшая траектория, поэтому в апексе его скорость была ниже, при этом он старался так разместить машину на трассе, чтобы нормально выйти из поворота. Когда Сайнс повернул, его Ferrari оказалась вплотную за машиной Ферстаппена, и он не мог сразу начать разгон, а в этот момент его догнали два Mercedes Льюиса Хэмилтона и Джорджа Расселла.
Они тоже довольно жёстко сражались за позицию, и Джордж допустил блокировку передних колёс, поэтому ему нормально повернуть не удалось, и он врезался в заднюю часть Ferrari испанца. Это была полностью вина Расселла, что он потом признал и после гонки извинился перед Сайнсом.
Сам Джордж отделался слегка повреждённым передним крылом и 5-секундным штрафом, однако для Сайнса это был уже четвёртый случай в сезоне, когда он не смог проехать ни одного круга в Гран При.
Вероятно, ему стоило уйти дальше вправо и оставить соперникам больше места на трассе, после чего продолжить борьбу на второй позиции. Действия Карлоса были абсолютно оправданы, если бы он вёл дуэль с Максом один на один, но в этой ситуации на старте гонки он рисковал, за что и поплатился. Справедливости ради надо отметить, что вообще-то он уже миновал 1-й поворот, и его обиду вполне можно понять, ведь это соперники, ехавшие позади него, не смогли удержать свои машины под контролем.
На первом круге некоторые гонщики применяли тактику борьбы, характерную для NASCAR, обгоняли по внешнему радиусу, и в общей суете на машине Серхио Переса было повреждено переднее крыло, что стало поводом для разбирательств, которые продолжились и после финиша.
Полёт Фернандо
Ситуация на трассе стабилизировалась, Ферстаппену удалось создать приличный отрыв от Хэмилтона, который смог избежать неприятностей на первом круге. Но затем Валттери Боттас допустил разворот, с виду достаточно безобидный, однако закончившийся для него в гравийной ловушке скоростного 19-го поворота, что неизбежно вызвало появление автомобиля безопасности.
Этим воспользовались некоторые гонщики, в том числе Шарль Леклер, сразу отправившись в боксы за свежей резиной, ведь в ситуации, когда гонка нейтрализована, и все остальные едут довольно медленно, потери на пит-стопе минимальны.
Вообще в автоспорте есть поговорка, что «За сейфти-каром следует другой сейфти-кар», хотя, возможно, для Формулы 1 это не слишком характерно. Суть в том, что все оставшиеся участники гонки собираются в плотную группу, после чего начинают разгоняться, не успев прогреть шины и тормоза, и при этом каждый пытается хоть что-то отыграть в общем столпотворении. На 22-м круге происходило именно это.
На обратной прямой Фернандо Алонсо на своей Alpine настигал Aston Martin Лэнса Стролла, стремясь в полной мере использовать слипстрим и готовясь к обгону. Конечно, можно сказать, что он подъехал к машине соперника слишком близко, чего делать было совершенно необязательно, однако непреложный факт состоит в том, что Стролл в последний момент резко сместился влево и за этот манёвр потеряет три места на старте в Мехико.
Его машину развернуло посреди трассы, тогда как Алонсо подлетел в воздух, после чего его Alpine приземлилась, зацепив барьер. Каким-то образом Фернандо удалось добраться до боксов, где технику быстро привели в порядок, и он вернулся на трассу. Команда заслуживает похвалы за то, что у них такая крепкая машина, а испанский ветеран, самый старший из всех гонщиков чемпионата – за то, что никогда не сдаётся.
На оставшихся кругах гонки мы видели немало классных обгонов на позднем торможении, острейшую борьбу колесо в колесо, а также участники Гран При США три десятка раз получили предупреждения за несоблюдение пределов трассы. В некоторых случаях, особенно в квалификации, было ощущение, что такие предупреждения раздавались наобум. Вероятно, правильнее было бы вмонтировать в поребрики на выходе из поворотов какие-нибудь датчики, сигналы которых в цифровом виде получала бы дирекция гонки, но, видимо, сложно найти такие датчики, которые бы выдерживали воздействие от могучих машин Формулы 1.
Ещё одной характерной особенностью гонки были медленные пит-стопы, которые в случае с Ферстаппеном и Феттелем лишь привели к тому, что мы увидели примеры мастерского пилотирования, когда эти гонщики пробивались вперёд в стремлении отыграться. Разумеется, один из них победил, а другой финишировал 7-м, после чего переместился на 6-е место, но это было уже потом.
Не слишком ли сурово наказали Алонсо?
За мои 158 гонок в Формуле 1 не раз бывало, что зеркала заднего вида на моих машинах начинали болтаться, разворачиваться, иногда они отваливались, иногда разбивались, а чаще всего отражающая поверхность была покрыта копотью, водой, маслом или всем этим, вместе взятым. Тогда предпринимались попытки как-то стереть грязь перчаткой, и всё заканчивалось тем, что приходилось ориентироваться на звук моторов машин соперников, стремившихся тебя обогнать, и вертеть головой по сторонам.
Современные машины не особо дымят, не разбрызгивают масло, да и головой в них не повертишь. Но после короткого полёта Алонсо и жёсткого приземления пострадало его правое зеркало. Точнее, пострадал элемент аэродинамического обвеса, в который вмонтировано зеркало. В итоге он отвалился и остался лежать на трассе за пределами гоночной траектории.
Команда информировала Фернандо по радио о том, кто едет за ним; кроме того, с левой стороны машины было ещё одно зеркало – да и вообще, кто дерзнёт обгонять Алонсо, когда он не в духе?
Если серьёзно, то обломки на трассе несут опасность для маршалов, зрителей и других гонщиков, однако когда после столкновения Фернандо и Лэнса трасса была усыпана обломками, гонка всё равно рестартовала. Впрочем, нельзя отрицать, что от машины Alpine отвалилась карбоновая деталь весьма солидных размеров.
Также от переднего крыла Red Bull Серхио Переса отвалилась стойка, но по ходу Гран При команда переслала FIA изображение повреждённой области и описание характера этих повреждений, убедив дирекцию гонки, что оставаться на трассе вполне безопасно.
Почему обо всём этом важно рассказать? Потому что в этом году дирекция гонки трижды заставляла Кевина Магнуссена ехать в боксы за новым носовым обтекателем – так было в Канаде, Венгрии и Сингапуре. На Haas датчанина тоже была повреждена стойка крыла, но она оставалась на машине, хотя и болталась.
Тогда его команда была в ярости, но ещё больше разозлилась сейчас, увидев, что Пересу и Алонсо разрешили продолжать гонку. Поэтому в Haas подали FIA протесты – сначала во время Гран При, а потом ещё и после финиша.
Они гонщики, их можно понять, поскольку в Haas лишь хотели, чтобы судейские решения были последовательными, хотели получить разъяснения, а заодно и побольше очков. После гонки стюарды решили принять протест по поводу машины Алонсо, а в случае с Пересом он был отклонён.
В итоге после всех приключений отважный Фернандо получил 30-секундный штраф и откатился с 7-го места на 15-е, что также ослабило позиции Alpine в их сражении с McLaren за 4-ю строчку Кубка конструкторов.
Всё это напомнило мне историю, произошедшую в 2006 году в Монце во время квалификации. Алонсо тогда прекрасно выступил, хотя его Renault была повреждена после прокола колеса. Однако получил весьма спорный штраф якобы за то, что блокировал Фелипе Массу, хотя бразилец на своей Ferrari ехал довольно далеко. Испанец тогда в сердцах заявил, что отныне больше не считает Формулу 1 спортом.
Прошло 16 лет, и он по-прежнему выступает в Формуле 1, однако мне кажется, что мы опять увидели пример несправедливости. Правила есть правила, и в целом я поддерживаю, когда их строго придерживаются, но должен же быть во всём какой-то здравый смысл! Я бы сказал, что решение о том, кому безопасно продолжать гонку с повреждённым передним крылом, кому – нет, весьма субъективно. Впрочем, тот же Фелипе Масса хорошо знает, что бывает, если от чьей-то машины отваливаются части…
В Alpine опротестовали решение стюардов, и в четверг в Мехико мы узнаем, будет протест принят или отклонён.
Ферстаппен преследует Хэмилтона и побеждает
После всего этого финал гонки тоже был весьма напряжённым, когда Ферстаппен преследовал сначала Леклера, а потом Хэмилтона и в итоге одержал красивую победу. Это стало выражением глубочайшего уважения владельцу команды Red Bull Racing Дитриху Матешицу, печальную весть о кончине которого паддок узнал в субботу.
Он успел увидеть, как Макс выиграл свой второй титул, но команда в пятый раз выиграла Кубок конструкторов уже без Матешица. Поздравляем её с этим достижением.
Казалось, что Льюис Хэмилтон, который отлично провёл гонку, впервые в этом сезоне одержит победу, но его Mercedes на шинах состава Hard не хватило темпа, чтобы противостоять Red Bull Макса, ехавшего на комплекте Medium. На прямых RB18 способна на впечатляющие скорости, а Ферстаппен был настроен очень решительно. Но несколько технических новинок, подготовленных Mercedes, дают Хэмилтону, Расселлу и всей команде надежду, что долгожданная победа уже близка.
А теперь мы отправляемся в Мексику.