Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Канады…
На первый взгляд, в Канаде мы увидели очередной пример доминирования Ферстаппена и Red Bull. По числу побед за карьеру Макс сравнялся с Айртоном Сенной, для Red Bull это 100-я победа в Формуле 1 – замечательные цифры, учитывая их относительно короткий период выступлений в 73-летней истории Формулы 1.
Подиум в этот уик-энд был великолепен – к трем великим чемпионам: Льюису Хэмилтону, Фернандо Алонсо и Максу Ферстаппену присоединился Эдриан Ньюи, для которого эта победа была 200-й для построенных при его участии машин Williams, McLaren, Red Bull и Toro Rosso.
Единственной реальной проблемой, с которой столкнулся Ферстаппен – сбитая им птица, застрявшая рядом с каналом охлаждения тормозов, и наезд на неприятный бордюр, который ранее выкинул с трассы Джорджа Расселла, о чем он смеялся по радио, сказав, что это чуть не выбило его из колеи. Макс в отличной форме, у него всё идёт хорошо.
У трассы в Монреале несколько сложностей. Она скользкая, ухабистая, местами быстрая, со стенами и высокими поребриками. И погода этих сложностей добавляет.
Во время квалификации состояние трассы менялось, она была то мокрой, то почти сухой. Во второй сессии возникла короткая возможность проехать пару кругов на сликах, чем воспользовались Алекс Элбон на Williams и ещё несколько гонщиков, но Серхио Перес на Red Bull и Шарль Леклер на Ferrari просто не успели – и в итоге не попали в финал.
Это хорошее напоминание для тех, кто хочет отказаться от термочехлов в Формуле 1 и прогревать резину непосредственно на машинах. Если это произойдёт, таких сюрпризов мы не увидим. Никто не рискнет выезжать на холодных сликах в подобных условиях, что в квалификации, что в гонке, чтобы не рисковать аварией.
Есть более эффективные способы защиты окружающей среды, чем заправлять машины Формулы 1 дополнительным топливом для нескольких кругов ради прогрева вместо того, чтобы напрямую использовать уже существуюшие и весьма эффективные термочехлы, которые нагревают только шину и колесо.
По ходу уик-энда стюарды были заняты не меньше гонщиков, рассматривая штрафы за блокировку и другие нарушения. В таких условиях я всегда сочувствую гонщикам – пытаться держать машину подальше от стен и найти хорошую скорость в каждой зоне торможения, параллельно разглядывая машины соперников в пелене брызг в небольших зеркалах – задача не из лёгких.
Пьер Гасли был зол на Карлоса Сайнса за то, что тот его заблокировал, помешав выйти из первой части квалификации, а гонщик Ferrari критиковал француза за слишком эмоциональные комментарии по командному радио.
Стюарды чётко придерживались правил. Я часто общаюсь с ними и знаю, что у них есть полная информация для обоснования своих решений, в которых нет ничего случайного. Но, как и в любой судейской системе, решение остаётся за человеком.
В гонке Ландо Норрис получил пятисекундный штраф за то, что за автомобилем безопасности отстал от своего напарника Оскара Пиастри перед двойным пит-стопом. Я был уверен, что существует четкое правило на этот счет, чтобы гонщик не мог поставить в невыгодное положение всех тех, кто находится позади, но стюардам пришлось использовать редкую формулировку о "неспортивном поведении", чтобы его наказать.
Даже менеджеры конкурирующих команд говорили мне после гонки, что уже несколько лет подряд создание небольшого отрыва за машиной безопасности перед двойным пит-стопом гонщиков одной команды является нормальным и общепринятым поведением, из чего, собственно, и исходил Ландо.
В любом спорте нужны чёткие правила и надежный судья, иначе быстро наступает хаос и анархия, но я не могу отделаться от ощущения, что наши постоянно развивающиеся и очень сложные правила пора привести в порядок, добавив рациональности.
Так наверняка думает и Нико Хюлкенберг, потерявший позицию на первом ряду стартового поля за рулём Haas F1 из-за того, что попал в "мини-сектор" при оценке своей скорости под красными флагами, что только что помогло ему занять второе место на решетке, когда другим пришлось отказаться от быстрого круга.
По кадрам записи с камеры на его машине видно, что он действовал очень осторожно и разумно, но он нарушил правила, и для сохранения преемственности штрафов санкции должны быть применены даже с учётом смягчающих обстоятельств. Стюарды просто выполнили свою работу.
На старте Хэмилтон обошел Алонсо, они оба изо всех сил стремились удержаться за Ферстаппеном. Расселл на второй машине Mercedes ехал четвёртым, а позади собралась очередь за Haas Хюлкенберга, которая на сухой трассе вернулась к своей обычной форме.
Когда Расселл задел стену на 12-м круге, последовавшим выездом автомобиля безопасности для пит-стопа воспользовались 13 из 19 оставшихся гонщиков. При этом те, кто был быстр и находился вне обычной позиции, как Леклер и Сайнс на Ferrari и Перес на Red Bull, решили не заезжать на пит-лейн. Решение оказалось верным, они финишировали четвертым, пятым и шестым, стартовав 10, 11 и 12-м.
Они здорово отыгрались, хотя все трое и так должны были бороться впереди. В пятницу машины Ferrari были очень быстры на длинных сериях кругов, а у Переса такая же техника, как у Ферстаппена. Серхио впечатляюще выиграл две из первых четырех гонок сезона, причем Ферстаппен каждый раз ему уступал, но всё пошло не так с того момента, как в Майами Макс после старта с девятого места уверенно опередил стартовавшего с поула Переса.
Пересу понадобится вся его зрелость и опыт, поддержка семьи и команды, чтобы перевернуть своё сознание и вновь начать реализовывать свою скорость и потенциал. Я подозреваю, что только у Алонсо и Хэмилтона хватило бы психологических сил справиться с Ферстаппеном в данный момент, и я сомневаюсь, что в Red Bull захотят иметь такую нестабильность в своей команде. Идеальным сценарием для них был бы финиш Серхио на втором месте после Макса в каждой гонке – и его победы, когда Макс не может победить.
Сильные молодые гонщики Пьер Гасли и Алекс Элбон на своём опыте знают, как это непросто – быть напарником Макса. В то же время, в Red Bull не могут допустить, чтобы Перес был не в форме, когда Mercedes, Ferrari и Aston Martin однажды их догонят – и поэтому будут поддерживать его до конца.
После наезда на поребрик в восьмом повороте Расселл врезался в стену – машина получила сильный удар спереди и сзади, но он доехал до пит-лейн, где в Mercedes починили всё, что смогли, и вернули его на трассу. Задняя подвеска Mercedes очень прочная, что доказал и Алонсо, задев стену на Aston Martin, где используют такую же конструкцию.
Хэмилтон и Алонсо почти столкнулись на пит-лейн в борьбе за второе место, прежде чем испанец совершил обгон на 22-м круге. В итоге Расселл сошел, но не по причине, связанной с его аварией.
По мнению болельщиков, «Гонщиком дня» стал Элбон на сильно обновленной Williams. С единственным пит-стопом на 12-м круге он отлично выполнил свою работу, сохранив шины на оставшиеся 58 кругов и удержав позади Эстебана Окона, двух пилотов McLaren, Валттери Боттаса и быстро приближающегося Лэнса Стролла.
Стролл провел отличную гонку с 16-го места на решетке и буквально на финише вырвал девятое место у Боттаса.
Автодром на острове Нотр-Дам в Монреале кажется устаревшим для современной Формулы 1, но его трибуны всегда заполнены, а зрители отлично разбираются в нашем спорте и эмоционально поддерживают гонщиков, что обеспечивает отличную атмосферу.
Алонсо сказал, что проехал все 70 кругов в квалификационном режиме, чтобы удержать Хэмилтона позади. И на финише он отстал от Ферстаппена менее чем на 10 секунд, несмотря на то, что ему пришлось решать проблему с топливом, которая на этот раз оказалась фантомной. Это очевидный прогресс по сравнению с началом сезона.