Когда 11 лет назад вышел нашумевший фильм «Гонка» (в оригинале Rush), посвящённый Ники Лауде и его восхождению к славе, то его довольно тепло встретила и публика, и критика, и автоспортивное сообщество.
Вчера на Netflix состоялась премьера мини-сериала об Айртоне Сенне, про который одно весьма уважаемое издание пишет так: «В конечном итоге сериал «Сенна» – это «Гонка», растянутая на шесть с лишним часов, только шуток там меньше (т.е. ни одной). Выдержите ли вы всю эту дистанцию?..»
Сразу оговоримся, что у F1News.ru пока нет собственного мнения об этой совместной работе продюсерской компании Gullane, семьи легендарного бразильского гонщика и её предприятия Senna Brands, поэтому приходится доверять мнениям тех, кто уже успел посмотреть сериал.
Среди главных его достоинств отмечается, что сделано шоу качественно, повествование затягивает, и зритель узнаёт много не слишком хорошо известных подробностей о раннем периоде карьеры будущего трёхкратного чемпиона мира, когда он выступал в британской Формуле Ford и Ф3.
Также подчёркивается, что эпоха 80-х в Формуле 1, когда Сенна дебютировал в чемпионате мира, воспроизведена довольно точно, к деталям оформления машин того времени, униформы гонщиков и сотрудников команд придраться сложно. Образы Рона Денниса, Фрэнка Уильямса и ещё некоторых знаковых фигур той эпохи воссозданы вполне убедительно и достоверно.
Особенно хорошо создателям сериала удались сцены гонок – говорят, они выглядят более реалистично, чем в упомянутой уже Rush или «Ford против Ferrari», но при этом – цитируем – «создаётся впечатление, что чем машина дороже, тем она кажется более медленной на трассе».
Если говорить о недостатках, то, видимо, главный состоит в том, что образ самого Айртона Сенны получился несколько «подлакированным». Как пишет автор рецензии, опубликованной на страницах британского журнала Motor Sport, судя по всему, семья гонщика хочет, чтобы зритель поверил в определённые стороны его характера, но при этом умалчивает о некоторых других особенностях его личности, которые скорее можно причислить к недостаткам.
Современникам хорошо известно, что Сенна был чрезвычайно сложной личностью, а создатели нового сериала попытались многое упростить и сгладить.
Также не все герои автоспорта той эпохи показаны достаточно достоверно, кто-то на себя похож лишь отдалённо, причём речь не о внешнем сходстве, а именно о свойствах характера. Вот что, например, в Motor Sport написано об образе Алена Проста: «Если Просту не понравилось, как его изобразили в документальном фильме «Сенна», то вряд ли ему понравится и этот его портрет. По сравнению с героем-бразильцем здесь он вновь представлен злодеем…»
Разумеется, сериал «Сенна» – прежде всего художественное переосмысление биографии легендарного чемпиона, и у авторов есть право занимать ту позицию, какую они считали нужной. Но и критики вправе высказывать свои мнения о сериале, и только зрителю решать, устраивает ли его то, что он видит на экране, или нет.
Нет оснований сомневаться, что создатели сериала действовали добросовестно, из самых лучших побуждений, и у определённой части аудитории новый байопик вызвал достаточно позитивную реакцию. Вот лишь один из таких отзывов:
«Достоинство шоу в том, что оно привлекает внимание к удивительным моментам карьеры Сенны (в том числе к её раннему периоду и Гран При Монако 1984 года). Но некоторые спецэффекты никуда не годятся, а также сериал совершенно не затрагивает ситуацию в Бразилии в то время, хотя это было важной частью биографии Сенны. Видимо, на Netflix побоялись углубляться в политику.
Но в целом это отличное зрелище, в котором заняты хорошие актёры, хорошо воссозданы сцены гонок, и характер Айртона изображён очень ярко. От Neflix многого не ждёшь, но, будучи поклонником Формулы 1, я должен был посмотреть сериал и был приятно удивлён».
Вообще жанр байопика – дело хлопотное и очень непростое, и критики у любого подобного фильма всегда найдутся. Вернёмся к этому разговору, когда сами посмотрим и составим о сериале собственное представление.