Московские болельщики всегда рады встрече со звездами мирового автоспорта, приезжающими на Гонку Звезд «За Рулем», и в разное время в ней принимали участие Себастьен Лёб, Нельсон Пике, Дэвид Култхард и Роман Грожан.
Но в этом году организаторы преподнесли всем настоящий сюрприз: впервые в Москву приехал Ален Прост, легендарный французский гонщик. Поэтому вполне логично, что наш разговор с четырехкратным чемпионом мира начался с французских тем…
Вопрос: Известно, что вы переживали, когда в Формуле 1 не осталось французских пилотов, но в этом сезоне на старт чемпионата выйдут три ваших соотечественника: как вы их оцениваете? Кого считаете наиболее перспективным?
Ален Прост: Мне сложно судить, кто из них лучше. Их карьеры складывались по-разному, и в Формуле 1 у них будут разные машины. Безусловно, все они хорошие гонщики, и действительно, уже давно такого не было, чтобы в чемпионате мира выступали сразу несколько французов.
Думаю, у Романа Грожана неплохая возможность добиться успеха, тем более, его напарником в Lotus стал такой сильный гонщик, как Кими Райкконен. Редко когда молодому пилоту выпадает второй шанс показать себя в Формуле 1: думаю, Роман будет быстро прогрессировать, и ему поможет тот факт, что в его команде выступает Райкконен.
Что касается Жана-Эрика Верня, то ему предстоит дебютировать в Ф1, но он находится в выгодном положении, учитывая подход и стратегию Red Bull. Для него важно одолеть Даниэля Риккардо, своего напарника по Toro Rosso, показывать хорошие результаты, упорно работать, не попадать в аварии и не делать глупостей.
Шарлю Пику будет сложнее: команда Marussia не столь сильна, и мы не знаем, что от нее ожидать. Как и в случае с Вернем, он должен доказать, что может наравне конкурировать с напарником – это его главная задача.
Вопрос: Насколько важно присутствие французских гонщиков в Формуле 1 для успешной реализации проекта возвращения Гран При Франции в календарь чемпионата?
Ален Прост: Конечно, это важно, особенно, если кто-то из них будет показывать хорошие результаты. Чтобы широкая публика действительно интересовалась Формулой 1, нужно, чтобы в чемпионате выступали пилоты из вашей страны. Уже давно в Ф1 не было француза, способного подниматься на подиум. На самом деле, нужно не так много: если гонщик хотя бы иногда добивается успеха, этого уже достаточно, чтобы создать в обществе необходимую атмосферу, и тогда вернется тот интерес, который мы в свое время потеряли.
Вопрос: Что вы думаете об идее поочередно, через год, проводить Гран При Франции на трассе Поль Рикар и Гран При Бельгии в Спа?
Ален Прост: Разумеется, лучше всего каждый год проводить и Гран При Франции, и Гран При Бельгии в Спа. Но, к сожалению, приходится признать, что Европа сейчас сталкивается с большими трудностями. С другой стороны, если единственный выход – проводить гонки попеременно, то почему бы и нет? Все-таки, лучше, чем ничего. Хотя предвижу сложности.
Вопрос: Вы имели отношение к проекту трассы в Париже: кажется, именно об этом мечтал Берни Экклстоун? Этот проект уже закрыт?
Ален Прост: Да, он закрыт – к моему огромному сожалению, потому что, поверьте, это был лучший проект, который я видел за долгое время.
Вопрос: Когда вы выступали в Формуле 1, удалось ли вам осуществить все свои мечты и реализовать все свои планы? Или, все-таки, остались какие-то дела, которые вы не смогли довести до конца?
Ален Прост: Как гонщик я добился всего, о чем мечтал. Мне не о чем сожалеть, ведь все гонки выиграть невозможно. Но, конечно, никогда не забуду, как я был владельцем команды Prost Grand Prix. Проблемы, с которыми я столкнулся, не имели отношения к спорту. Я ощущал постоянный жесткий прессинг, у нас были разного рода сложности, прежде всего финансовые, – так что я совершенно не скучаю по тем временам.
В любом случае, во Франции тогда успешно осуществить такой проект было невозможно. Хотя, безусловно, мне бы хотелось, чтобы эта история закончилась как-то иначе.
Вопрос: Два года назад в Формуле 1 появились три новых команды: какой совет вы бы могли дать этим людям, опираясь на собственный опыт? Каков самый правильный путь к успеху, а чего лучше бы избежать?
Ален Прост: Скажу откровенно: они не смогут стать конкурентоспособными, в современной Формуле 1 это невозможно. Они могут добиться какого-то прогресса, но, конечно, надо сразу ставить вопрос: какие цели они преследуют?
Но пробиться хотя бы в первую пятерку, придя с новой командой в Формулу 1, – это абсолютно невозможно.
Вопрос: Свой четвертый титул вы выиграли, выступая за Williams: вам не обидно сегодня за эту команду? Что скажете о ее нынешней ситуации?
Ален Прост: Конечно, мне обидно. Я часто общаюсь с Фрэнком Уильямсом, а этой зимой даже пытался помочь ему найти спонсоров, но не получилось. Williams – это одна из исторических команд Формулы 1, и в свое время Фрэнк и Патрик Хед добились больших успехов вместе с Renault. Будем надеяться, что в этом году, вновь получив французские моторы, команда сможет улучшить положение.
Но ситуация сложная. Понимаете, когда начинаются финансовые проблемы, переломить эту тенденцию очень трудно.
Вопрос: А что вы думаете о Бруно Сенне? Ведь вам знакома эта фамилия?
Ален Прост: (смеется) Еще бы! Бруно – славный, совершенно замечательный парень! Говорю это искренне. Не могу судить о его гоночном мастерстве, потому что говорить об этом слишком рано, но по-человечески он мне очень нравится.
Вопрос: А вы смотрели документальный фильм «Сенна», который Берни Экклстоун назвал лучшим произведением о Формуле 1?
Ален Прост: Нет, я не хочу его смотреть. Я абсолютно не согласен с тем, как он сделан. Я потратил кучу времени, пытаясь объяснить его создателям, что они не правы. Так что смотреть этот фильм не хочу.
Вопрос: Все понимают, что Формула 1 – это и спорт, и шоу. Но правильный ли баланс между этими двумя составляющими?
Ален Прост: Знаете, по-моему, баланс все-таки неплохой. Сегодня очень сложно придумать что-то новое, не затратив слишком больших денег, и это проблема. Разумеется, я не большой поклонник нововведений вроде DRS и KERS, поскольку в мое время правила были совсем другими, но, по крайней мере, все эти системы дали определенный эффект.
Впрочем, этот вопрос надо задавать не мне, а зрителям и болельщикам. Но иногда, по-моему, новые правила игры работают очень неплохо.