Сегодня, 14 ноября, в российский прокат вышла картина «Ford против Ferrari». Мы несколько раз рассказывали о подготовке этого фильма, в центре внимания которого – события знаменитой гонки «24 часа Ле-Мана» 1966 года, а недавно, благодаря SMP Racing, у нас появилась возможность посмотреть его своими глазами. Мы постараемся, не раскрывая сюжетные линии картины, рассказать вам свои впечатления от просмотра.
Историческое кино – особый жанр, весьма сложный в производстве. В обычном кино сценарист ничем не ограничен и волен распоряжаться судьбами героев как ему заблагорассудится. Режиссёр тоже может действовать так, как считает нужным, придавая образу героев и антигероев те или иные черты. В историческом кино, и в особенности в байопике, сделать это гораздо сложнее – ведь речь идёт о реальных людях, которые прожили реальную жизнь.
С другой стороны, точное следование историческим реалиям скорее относится к жанру документального кино, или кино-реконструкции. Создать такой фильм – задача не менее, если не более сложная, требует очень серьёзной и глубокой работы с источниками, но хотя итог обычно предельно близок к реальности, у зрителей этот жанр почему-то большим успехом не пользуется. Поэтому если ты хочешь рассказать о какой-то интересной истории так, чтобы её посмотрело действительно большое число зрителей, ты должен создавать историческое кино, а не документальное. А значит, где-то обязательно отходить от реальности.
Отсюда со всей определённостью следует, что исторические фильмы не нравятся профессионалам. Как бы точно и как бы детально режиссёр ни воспроизводил события прошлых лет, он всё равно должен будет идти на какие-то упрощения, изменения, выдумывать какие-то шаги и сцены, и его неизбежно за это раскритикуют эксперты. Потому что они знают, как всё было на самом деле, и любой отход от этой канвы – преступление против Истины.
Это касается абсолютно любого сколь-нибудь успешного исторического фильма. К примеру, как бы ни старались создатели «Аполлон-13» следовать реальным событиям знаменитого неудачного полёта на Луну, люди, хорошо знавшие историю американской лунной программы, увидели в нём массу ошибок и неточностей. В ещё большей степени это касалось, например, «Списка Шиндлера» или «Игр разума». Совсем недавний пример – «Богемская рапсодия», раскритикованная многочисленными поклонниками группы Queen.
Всё это в полной мере касается и вышедшего сегодня в российский прокат фильма «Ford против Ferrari». Фильм рассказывает о знаменитой истории создания и доводки спорткара Ford GT40, положившего конец гегемонии Ferrari в Ле-Мане. И в центре внимания, разумеется, гонка 1966 года, в которой GT40 одержали убедительную победу – с тех пор машины Ferrari никогда не побеждали в «24 часах Ле-Мана».
В среде любителей автоспорта история действительно известная, и чем лучше вы её знаете, тем больше претензий у вас будет к создателям этого фильма. Некоторые из них довольно серьёзны – к примеру, непонятно, как вообще сценаристы умудрились обойтись в фильме о Ford GT40 без упоминаний о её создателе, Эрике Бродли из Lola (собственно, GT40 создан на базе Lola Mk6 – именно благодаря этому машину удалось построить так быстро).
Или, например, в рассказе о «24 часах Ле-Мана» у зрителей создаётся впечатление, что все 24 часа машины пилотируют одни и те же пилоты. Так, напарника главного героя, Кена Майлза, показывают всего дважды, причём мельком и не называя его имени (лишь в одном эпизоде в кадр на мгновение попадает надпись на комбинезоне) – а ведь напарником этим был Денни Халм!
Отдельного упоминания заслуживает история с фразой «Go like hell» («Гони изо всех сил»), давшей название книге о Ле-Мане 1966 года. Эту фразу по ходу гонки Брюс Макларен сказал своему напарнику, Крису Эймону, после перехода с шин Firestone на Goodyear прямо по ходу дистанции.
В фильме всё изменилось самым невероятным образом – фразу Go like hell менеджер команды Кэрролл Шелби пишет на питборде и показывает Кену Майлзу по ходу гонки… в Дайтоне! Кроме того, полностью проигнорирован тот факт, что Кен Майлз принимал участие в Ле-Мане не только в 1966-м, но и в 1965-м году, причём его напарником был всё тот же Макларен.
Список можно продолжать и продолжать, но если честно, не хочется. У кино свои законы – сценаристы пошли своим путём, где-то упростили ход событий, где-то, напротив, придумали что-то своё, но, в конечном счёте, атмосферу гонок тех лет они отразили достаточно точно. По большому счёту, обманывают вас лишь однажды – в кадре, в котором показано название фильма.
Безусловно, Джеймс Мэнголд снял фильм вовсе не о компаниях Ford и Ferrari, и даже не о Генри Форде II и Энцо Феррари, что в действительности должно означать его оригинальное название. В центре внимания фильма не компании, не машины и даже не гонки, а два конкретных человека: конструктор и менеджер Кэрролл Шелби и гонщик Кен Майлз. Они выступают стержнем всего сюжета – история двух этих людей рассказана достаточно точно, но чем дальше от них отдаляются сценаристы, тем более схематичными и приблизительными оказываются образы героев.
Название Ford v Ferrari – маркетинговый ход, причём его целью был именно американский рынок. В Европе фильм вышел под своим первоначальным названием Le Mans’66, и хотя это тоже некоторая натяжка, такой вариант всё же ближе к тому, о чём в действительности повествует картина. Его максимально правдивым названием было бы что-то вроде «Шелби и Майлз», но тогда в кинозалы бы заходили исключительно профессионалы. А фильм сделан вовсе не для них.
Что касается нормальных зрителей, то судя по первым результатам, им фильм очень и очень понравился. На агрегаторах кинорецензий число восторженных отзывов растёт как на дрожжах – и обычные люди, и профессиональные критики восхищаются как самой историей, так и тем, как она сделана, как передан дух гонок тех лет. Вероятно, именно такой и должна быть реакция на кинофильм о гонках. А что касается истинной хронологии событий и того, как всё было на самом деле – в наше время найти информацию значительно проще, чем заставить людей её искать.