В воскресенье лондонская The Times опубликовала статью бывшего гонщика, а ныне известного эксперта и комментатора Мартина Брандла, в которой он предлагает свой план спасения Формулы 1.
Брандл пишет, что уход Honda может привести к непредсказуемым последствиям: «Если советы директоров других автоконцернов ищут повод, чтобы покинуть Формулу 1, то теперь такое решение удивит всех уже меньше. Даже те производители, которые крепче стоят на ногах и могут позволить себе тратиться на Формулу 1, вероятно, начнут экономить, поскольку продажи падают, а уровень безработицы растет.
Важно, что Toyota, BMW и Mercedes-Benz сделали официальные заявления о своих намерениях (остаться в Ф1), и не исключено, что еще найдется некий спаситель, кто захочет в пожарном порядке приобрести Honda F1.
Мы не впервые теряем заводскую команду или производителя моторов, но отличительный и важный момент сегодняшней ситуации состоит в том, что Формула 1 сделалась умопомрачительно дорогой. Если уйдут остальные автоконцерны, а надо помнить, что почти все поставляют моторы другим командам, это будет означать скорый крах всей Ф1.
Но этого не должно произойти. Земля по-прежнему вращается, надо заниматься бизнесом, а Формула 1 помогает продавать автомобили, товары и услуги. Правда, экономические сравнения не в ее пользу. Гонки «младшей» серии, GP2 , отличаются великолепной зрелищностью при бюджете команд на уровне $8 млн., а не $400 млн., как в Ф1. В новой серии, которую продвигает FIA, в Формуле 2, затраты на одну машину составят $500 тысяч за сезон. А уже если брать крайние примеры, то неделю назад я смотрел благотворительные соревнования по картингу, которые в Бразилии проводил Фелипе Масса. Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло и другие сражались колесо в колесо на короткой кочковатой трассе за рулем картов, каждый из которых стоит $4 тысячи. Замечательное было шоу!
Однако, все это моноклассы, где используется одинаковая техника, а ведь притягательность Формулы 1 всегда состояла в том, что команды сами разрабатывают и строят свои машины. Уверен, престижу Ф1 будет нанесен серьезный ущерб, и от нее отвернутся многие поклонники, если она опустится до монокласса. Тем не менее, в ближайшее время необходимо принимать какие-то срочные меры. Вскоре команды обнародуют свои идеи, а я решил представить собственный план из восьми пунктов, как сократить расходы уже в 2009-м году.
1. Моторы V8 объемом 2,4 л, развивающие 19000 об/мин, очень дорогие, хотя и должны выдерживать два гоночных уик-энда, а на их доводку, теоретически, наложен запрет. Я предлагаю снизить их скорость на 2000 об/мин, при этом позволив командам до начала сезона провести оптимизацию всех навесных агрегатов и электроники. После этого каждый мотор должен выдерживать четыре гонки. А болельщикам число оборотов просто до лампочки.
2. Команды накручивают до 30 тысяч км на тестовых трассах при пустых трибунах. Формула 1 существует для телевизионной аудитории и для прессы, и на все, что не добавляет ей зрелищности, должно быть наложено вето. Тесты надо проводить исключительно по пятницам и субботам накануне гоночных уик-эндов. Это поможет небогатым командам подтянуться к лидерам, и они смогут сэкономить кучу денег. Лишь перед началом сезона можно разрешить лимитированные скоростные тесты по прямой траектории, чтобы добиться необходимой безопасности и надежности машин.
3. В конце первой гонки и потом вновь, в середине сезона, все команды должны получить доступ ко всем машинам конкурентов для детальной инспекции, измерений и фотосъемки. Это позволит увеличить конкуренцию и снизит астрономические расходы на аэродинамические трубы и компьютеры.
4. Снизить количество комплектов шин для сухой погоды, предоставляемых команде на уик-энд, с 14 до 8. Слишком много шин путешествует по всему миру, чтобы потом проехать по гоночной трассе лишь три-четыре круга.
5. Ввести унификацию узлов и деталей. Если используются стандартные шины, почему не сделать стандартными тормоза, коробки передач, ступицы колес и т.п.? Все перечисленные узлы не в состоянии привлечь в армию болельщиков Ф1 даже одного-единственного человека. Полный экономический эффект от введения этой меры почувствуется только в 2010-м году.
6. Ограничить общее количество персонала, работающего во время Гран При, скажем, до 50 человек на команду, а число механиков, работающих на пит-стопах, сократить до 8 человек.
7. Рассмотреть вопрос об отсрочке внедрения систем рекуперации кинетической энергии (KERS). Если команды сэкономили около $6,5 млн. на «заморозке» моторов, то затраты на разработку этой новой технологии будут намного выше. Toyota не планирует использовать KERS в начале сезона, но BMW и другие команды к этому стремятся. Маленькие команды здесь полностью зависят от милости автоконцернов. И, возможно, начинать по-настоящему экономить на KERS уже поздно.
8. Формула 1 зарабатывает огромные деньги на штрафах, на продаже прав на телетрансляции, на рекламе и организации корпоративных приемов. Команды получают меньше половины этих средств, и практически ничего не достается «младшим» формулам или картингу. Если ввести ограничения бюджетов и при этом гарантировать командам определенный доход, то 12 путевок в Формулу 1 станут весьма привлекательными, следовательно, в результате мы получим полное стартовое поле и улучшение общего экономического состояния спорта. Если такие персонажи, как Дженсон Баттон, останутся без работы, а на рынке будет полно талантливой молодежи, то в сфере выплаты гонщицких гонораров заработают механизмы саморегуляции. Команды быстро подкорректируют и зарплаты остальных сотрудников.
Уверен, Формула 1 выживет, и станет, возможно, еще здоровее, однако этот путь будет нелегким, и, не исключено, по дороге список потерь увеличится».