Наблюдая за удивительными успехами Дженсона Баттона, многие задаются вопросом: а так ли хорош этот 29-летний британец? Почему же раньше он, что называется, «звезд с неба не хватал», считался не более чем крепким середняком, и за предыдущие девять лет карьеры в Формуле 1 лишь однажды стоял на вершине подиума? Да и то, скорее, по счастливому для него стечению обстоятельств…
В сегодняшнем номере лондонской газете The Daily Telegraph Дэвид Култхард пытается ответить таким людям, а ему можно верить.
Дэвид Култхард: «В 2008-м году Дженсон, выступая за Honda, вряд ли мог рассчитывать даже на очки, и уже пошли разговоры, что он просто выдохся. В этом сезоне он выиграл три из четырех Гран При, и теперь его возносят до небес за отточенный и плавный стиль пилотирования и профессиональную зрелость.
Так в чем (или в ком) же дело? В машине или в гонщике? Плох Дженсон или хорош?
А дело в том, что в Формуле 1 решающим фактором все же является машина. Не могу называть точное процентное соотношение, но, если подумать, то я бы сказал, что от машины зависит 80%, а от гонщика – только 20. Даже если за руль Force India посадить Льюиса Хэмилтона, эта команда не начнет выигрывать гонки, хотя, возможно, ее результаты станут немного лучше…
Успех в спорте зависит от комбинации факторов: в какой команде ты выступаешь, кто твой напарник, и в какой стадии карьеры ты находишься. Некоторых болельщиков это раздражает: они хотят точно знать, кто из гонщиков самый-самый… Конечно, было бы любопытно взглянуть, кто выиграет чемпионат, если все 20 машин Формулы 1 будут абсолютно идентичными, однако подобный подход практикуется и в других категориях автоспорта.
Уникальность Формулы 1 в том, что в ней есть борьба технологий: кто сможет построить самое быстрое шасси, чье решение окажется наиболее прогрессивным? В Ф1 инженеры ведут не менее напряженную схватку, чем гонщики. Но давайте вспомним про те решающие 20%. Если машины примерно одинаковые, а ставки столь высоки, кому же все-таки достанется победа?
По-моему, Дженсон – это гонщик мирового класса, и он ничуть не уступает Льюису Хэмилтону и Себастьяну Феттелю. Да, в этом сезоне у него самая лучшая машина, однако Рубенса Баррикелло, напарника по Brawn GP, он опережал в каждой гонке.
В свое время про Дженсона говорили: он хороший гонщик лишь когда едет по свободной трассе, но настоящим бойцом его не назовешь. Однако первые круги Гран При Бахрейна продемонстрировали, что все его критики заблуждались: Дженсон великолепно, на торможении, опередил Льюиса, и это был особенно впечатляющий момент, поскольку на машинах Brawn GP нет систем KERS.
И все же сравнивать гонщиков, выступавших в разные эпохи, бессмысленно. Можно ли считать Михаэля Шумахер самым лучшим только потому, что он выиграл больше всех титулов? Нет. Просто самое важное в Формуле 1 – оказаться в нужное время в нужной команде. И затем максимально эффективно использовать эту ситуацию. Именно так сейчас и поступает Дженсон!..
...В последнее время много говорят о “деле McLaren”, и вряд ли есть смысл что-то добавлять, однако накануне завтрашнего заседания Всемирного совета выскажу и свое мнение. Команду поймали на лжи, после чего она во всем покаялась FIA, уволила сотрудника, Рон Деннис ушел в отставку, а ее доброе имя изрядно вываляно в грязи. Неужели этого мало?»