В первый уик-энд сентября на немецком автодроме Ошерслебен российские гонщики Михаил Алешин и Сергей Афанасьев, участники программы поддержки гонщиков, которую финансирует компания «Лукойл», добились весьма серьезных успехов. Алешин выиграл поул-позицию и одержал первую победу в Формуле 2, а Афанасьев – поднялся на подиум в Formula Master, заняв второе место. Это позволило обоим переместиться на вторые строчки в личных зачетах своих серий.
Безусловно, Евгений Малиновский, бессменный руководитель Lukoil Racing, рад за своих подопечных, однако в интервью F1News.Ru признал, что пока они не готовы к Формуле 1…
Вопрос: Сколько лет уже Lukoil Racing развивает программу поддержки молодых гонщиков?
Евгений Малиновский: Около семи лет.
Вопрос: Это уже солидный возраст. Масса проектов до него не дотягивают, а ваша программа переживает период расцвета. Как бы вы охарактеризовали фазу, в которой программа находится сейчас?
Евгений Малиновский: С одной стороны, сейчас уже есть некие результаты, которых мы отчасти ожидали, отчасти – нет. С другой стороны – это определенный опыт, профессионализм, – но и какие-то разочарования тоже. В-третьих, это понимание того пути, который мы должны пройти, ведь наша европейская программа – Driver Support Program – в первую очередь рассчитана на талантливых представителей различных национальностей, которые уже как-то себя проявляют в детском картинге. Речь идет об их поддержке в надежде кого-то довести до Формулы 1.
Разочарование заключается в том, что все это не так просто и зачастую зависит не только от денег. Но уже есть опыт, есть понимание того, что надо делать и как надо делать.
Вопрос: Если говорить о конкретных гонщиках, с кем вы давно работаете, взять тех же Михаила Алешина и Сергея Афанасьева, уже добившихся заметных успехов на европейской арене – как вы оцениваете результаты вашей деятельности? Что получилось, что не получилось?
Евгений Малиновский: Скажем так, на тот момент, когда мы выбирали людей, – а их было немало, как вы понимаете, не только Алешин и Афанасьев, – мы смотрели не только на результаты гонщиков. Мы обращали внимание на интеллект, на образованность, на работоспособность, на умение сосредоточиться – т.е. учитывали много факторов. Начиналось это еще в Формуле «Русь»: мы целый год наблюдали, как вели себя те или иные пилоты.
Кроме того, очень важно было наладить сотрудничество с родителями, потому что у них всегда виновата команда. В общем, проблем было немало.
Но сейчас мы поняли примерный алгоритм, по которому надо строить работу. Нам удалось довести наших пилотов до определенного уровня, но этого уровня недостаточно, чтобы уже сейчас управлять машинами Формулы 1.
Пока мы можем смело сказать, что Алешин и Афанасьев не готовы к Формуле 1. Что будет дальше – посмотрим, надо учесть много различных обстоятельств и многое обсудить. Наши гонщики довольно молоды, и нам понятен путь, по которому надо идти, мы понимаем, что надо делать. И теперь необходимо просто работать.
Поймите, мы не можем сказать, что будет с гонщиком через пять лет. В молодежных европейских сериях выступает очень много пилотов, но в Формулу 1 попадают лишь единицы. Необходимо и везение, и другие факторы, в том числе соединение коммерческих интересов, политических интересов. В общем, это сложный процесс.
Вопрос: Можем ли мы говорить о том, что ждет Михаила Алешина и Сергея Афанасьева в следующем сезоне?
Евгений Малиновский: Честно скажу, я пока этого не знаю. Давайте сначала закончим чемпионат, но, скорее всего, в Формуле 1 они выступать не будут. Наверное, не будет и GP2, потому что это, прежде всего, очень дорого и нерентабельно. Если посмотрите, то сейчас многие гонщики, минуя GP2, попадают в Формулу 1, – не все могут потратить 2 миллиона евро на сезон.
Посмотрим, для кого-то карьера может сложиться и в туринге, кто-то, возможно, будет продолжать выступать в каких-то формулах, – мы будем изучать цены, PR-отдачу от различных соревнований, – факторов много. Но, наверное, Михаил и Сергей останутся в спорте, потому что они не самые плохие гонщики.
Вопрос: А что вы можете сказать о Формуле 2 как о категории? Ведь она появилась только год назад, причем, достаточно неожиданно…
Евгений Малиновский: Хорошая организация, приемлемые цены. Недостаток я вижу один: слабая аэродинамика, не позволяющая быстро ехать в поворотах. Пожалуй, все. Остальное на весьма хорошем уровне, но самое главное – Формула 2 – довольно дешевая серия. Если говорить об уровне цен, то Ф2 дешевле GP2 в семь раз. Если не в семь, то пять – шесть раз точно.
При этом готов утверждать, что человек, который быстро ездит в Формуле 2, быстро поедет и в GP2, и в Формуле 1. Это уже большая машина с мощным мотором, поэтому тут мы не видим никаких проблем. Пока мы видим некоторые недостатки в каждом из гонщиков. Посмотрим, как они будут с ними бороться, как будут расти дальше.
Да и перед «Лукойлом» не стоит задача прийти в Формулу 1 уже завтра. Точнее, я бы сформулировал так: нам не нужен гонщик, которого возьмут в Формулу 1 только из-за денег.
Вопрос: В последние годы весьма успешно развивается программа сотрудничества с молодежной командой Red Bull Junior Team. Как вы строите совместную работу?
Евгений Малиновский: С Хельмутом Марко, руководителем этой программы Red Bull, мы договорились о том, что «Лукойл» будет продвигать российских пилотов – тех, кого мы считаем достойными. Если эти пилоты устроят Red Bull, мы будем их совместно спонсировать. У Red Bull огромный опыт, у этой команды есть отличные гоночные симуляторы, которых пока нет у нас, и инвестировать в это сумасшедшие деньги, конечно, никто не будет.
В свою очередь, у них есть гонщики из разных стран Европы и мира, и вполне возможно, из тех регионов, которые интересуют Лукойл. Мы вместе ими занимаемся, вместе их поддерживаем, но одно из условий – в программе обязательно присутствуют талантливые россияне. Мы работаем уже несколько лет и друг другу доверяем. И если мы найдем пилота, который устраивает обе стороны, то, вполне возможно, что Лукойл придет и в Формулу 1.
Вопрос: Обоих гонщиков, которые выступают в Формуле 2 под флагом Лукойл, смело можно назвать хорошими профессионалами. Выбор Михаила Алешина – понятен, но из чего вы исходили, делая ставку на канадца Роберта Уиккенса?
Евгений Малиновский: Все очень просто. Мы предложили Алешина, Red Bull предложил Уиккенса. И им это выгодно, потому что на трассе две быстрых машины с нашими логотипами, и нам тоже.
Вопрос: Формула 1 меняется на глазах, взят курс на значительное снижение расходов: не было у «Лукойла» в этой ситуации соблазна более громко заявить о себе, например, купив на корню какую-то из команд?
Евгений Малиновский: Могу сказать совершенно точно: мы не будем покупать команду. «Лукойл» не занимается производством автомобилей и не имеет прямых интересов в автомобильном бизнесе. Но мы примерно представляем, как все это работает в Формуле 1. В первую очередь, огромная проблема – контролировать этот процесс и делать это профессионально.
Вопрос: Ваша личная мечта – профессионала, человека, который столько лет отдал этой работе?
Евгений Малиновский: Если говорить о европейской части нашей программы: мечтаю сидеть на даче и смотреть по телевизору, как российский гонщик едет на подиум в Формуле 1.
Мечты рулить командой Формулы 1 – нет. А еще хотелось бы, чтобы не только мы, и не только папы отдельных талантливых ребят, но и еще кто-нибудь начал растить гонщиков.