Обычно российский гонщик Михаил Алешин рассказывает F1News.Ru о гонках серии Формула 2, в которой он выступает в этом году. Но в очередной приезд Михаила в Москву мы попросили его поделиться впечатлениями от выступлений cверстников, уже перешедших в высшую лигу мирового автоспорта...
Вопрос: Входит ли просмотр телетрансляций гонок Формулы 1 в обязательную программу подготовки участников Red Bull Junior Team?
Михаил Алешин: Конечно, по возможности мы смотрим гонки Формулы 1, и прежде всего, обращаем внимание на технические новинки и особенности. Для обычного зрителя важны эмоции, а я, например, воспринимаю гонки с профессиональной точки зрения, обращая внимания на мелочи, которые, возможно, не всем видны.
Так что, конечно, Гран При мы смотрим, но не скажу, что это для нас обязательно. Но свои гонки, кстати, записываю и смотрю всегда: когда ты едешь по трассе, то замечаешь только то, что происходит вокруг, а в записи можно увидеть намного больше.
Вопрос: Как вы оцениваете выступления ваших бывших друзей-соперников, которые уже выступают в Формуле 1: речь, конечно, о Себастьяне Феттеле и двух дебютантах: Себастьене Буэми и Хайме Альгерсуари?
Михаил Алешин: С Феттелем я выступал в одной команде в Мировой серии Renault: он настоящий трудяга и хороший гонщик. Не могу сказать, что в те времена, когда мы вместе гонялись, он обладал какой-то суперскоростью, зато для него характерна очень высокая стабильность, что может иметь решающее значение в финале чемпионата.
С Альгерсуари мне не доводилось ездить в одной команде, но знаю, что парень талантливый, однако крайне импульсивный. Думаю, это ещё проявится. Посмотрим, как у него всё сложится в концовке сезона. Сейчас сложно чего-то ждать, ведь никаких тестов не было, он осваивает машину Формулы 1 по ходу Гран Пи.
Что касается Буэми, то с ним мы довольно часто общаемся и вне гонок: о нем могу сказать только хорошее. Я бы отметил, что из этой группы он трудится больше всех: более тщательно анализирует свои выступления, работу соперников. Я в этом смысле больше похож на него. Себастьен работает даже больше Феттеля: я ведь хорошо знаю их обоих. Вместе с Феттелем, можно сказать, я провел целый сезон, а с Буэми мы встречались несколько раз на тестах в Мировой серии, и после этого начали общаться, делиться друг с другом разной информацией.
Он мне говорил, что технические новинки на машинах Toro Rosso появляются позже, и в этом главная причина отставания от Red Bull. Рассказывал, что трудно работать, когда в команде нет опытного лидера, который мог бы реально помочь, дать какую-то информацию, и это тоже серьезная проблема.
Если говорить о Red Bull, то Уэббер и Феттель дополняют друг друга. Уэббер понимает: если в этом сезоне он проехал бы плохо и проиграл молодому гонщику, его вряд ли оставили бы в команде. А задача Феттеля – обойти более опытного напарника. Соперничая друг с другом, они и вывели машину на качественно иной уровень, и показывают неплохие результаты. С моей точки зрения, такой тандем – идеален.
Прогресс огромный, – конечно, это можно списать на изменения регламента, но ведь все в равном положении. Кто лучше подготовился, кто больше информации привез с зимних тестов – тот и молодец! Поэтому хорошо, что команда решила их обоих оставить и на следующий сезон, сейчас было бы глупо проводить какие-то рокировки.
Вопрос: Однако в Toro Rosso ситуация другая: два гонщика, оба дебютанты, разве что у одного, может быть, опыта чуть больше. При этом уже два Гран При подряд мы почти не видим разницы в их результатах… В Венгрии Буэми выступил даже хуже, чем Альгесуари!
Михаил Алешин: Как ни странно, но получилось именно так. В Будапеште Буэми действительно много ошибался, и по поводу венгерского этапа сказал мне: “Просто это был не мой уик-энд, с самого начала все шло не так”. Но, думаю, он еще себя проявит как гонщик. В его потенциале я уверен на 100%.
Вопрос: А как бы вы сравнили результаты абсолютного новичка Альгерсуари и 38-летнего Луки Бадоера, который проехал на тестах 150 тысяч километров, но не выступал в Формуле 1 уже десять лет?
Михаил Алешин: Можно понять человека, который десять лет провел в Фьорано, и еще на паре трасс, работая исключительно на тестах. Если не испытывать эмоций от побед и поражений, восприятие притупляется. Для него тесты за рулем Формулы 1, это как для обычного человека ходить на работу, на завод. Какие тут эмоции?
Кроме того, у него, по-моему, сейчас нет цели. Бадоер понимает: как только Масса выздоровеет – и все, его окончательно отправят в отставку. Хотя сам по себе – он хороший профессионал. От тест-пилота никогда не требовалась суперскорость, здесь скорее важна стабильность. Думаю, это качество у Бадоера есть, однако ему никогда не требовалось быть стабильным на длинной дистанции. И все-таки главная проблема в том, что у него нет мотивации.
Не знаю, какой у Бадоера контракт, но я не понимаю Ferrari: почему нельзя было посадить за руль молодого гонщика? Например, Кристиана Клина, или того же Нельсона Пике? Уверен на 100 процентов, они бы поехали быстрее.
Вопрос: Какие настроения сейчас в Red Bull, когда команда претендует на победу в обоих чемпионатах?
Михаил Алешин: Несмотря на некоторые негативные эмоции после венгреской гонки, команда нацелена на работу. Так сложились обстоятельства: за уик-энд сгорело два мотора, что в современной Формуле 1, по сути, нонсенс. Сейчас ведется подробный анализ того, что произошло, чтобы не допустить этого в дальнейшем. Никто не опускает руки, не расслабляется, и видно, что все нацелены на борьбу.
Я знаю, что люди на базе трудятся, не считаясь со временем, причем, не получая компенсации за переработку. Все хотят, чтобы команда выиграла. Думаю, это такая же ситуация, как в свое время была в Ferrari, когда пришел Михаэль Шумахер. У всех, кто работает в Red Bull Racing, появилась реальная цель: они поняли, что начали побеждать, и это доставляет им удовольствие. Значит, надо продолжать в том же духе.
Вопрос: Все это сказывается на настроениях и в молодежной команде Red Bull?
Михаил Алешин: Конечно, все это здорово! Ведь Red Bull совместно с Lukoil меня готовят, и, естественно, одно дело, когда есть перспектива попасть в команду, занимающую пятое место в чемпионате, и совсем иное – когда команда борется за чемпионский титул. Это другое ощущение и другая ответственность.
Думаю, со мной согласятся все пилоты Junior Team - у всех изменилось отношение. Если раньше даже немножечко шутили по поводу отрицательных результатов Red Bull, еще два года назад, то сейчас все поняли, что команда, наконец, добилась цели благодаря долгой и упорной работе. И, конечно, все мы хотим ей как-то ей помочь, участвовать в этом процессе, но, безусловно, не всем представится такая возможность.
Вопрос: В следующем сезоне, как известно, в Формуле 1 появится несколько новых команд: какие возможности это открывает перед молодыми гонщиками, в том числе и российскими? У этих команд разные подходы – кто-то собирается разрабатывать и строить машины самостоятельно, кто-то, в частности, Campos Meta, намерена заказывать шасси у Dallara…
Михаил Алешин: Кстати, вариант с Dallara – более правильный. Думаю, что у нее, все-таки, большой опыт, и итальянцам не составит труда создать машину Формулы 1. Это в теории. В любом случае, это лучшая фирма, специализирующаяся на постройке гоночных шасси. Я лично хорошо знаком с Джанпаоло Далларой, я знаю их подход. Уверен, они справятся с задачей. А вот идеи по поводу изобретения велосипеда, т.е. созданию машины своими силами, абсолютно самостоятельно, представляются мне более туманными.
И, конечно, с приходом новых команд появятся шансы и у молодых гонщиков. Но на примере того же Альгерсуари мы видим, что эти шансы, все-таки, в большинстве случаев зависят от спонсорского бюджета, полученного той или иной командой Формулы 1 от папы, от мамы, или, скажем, от дедушки такого гонщика. Я бы сказал, что это не очень хорошая тенденция, но это факт.
Финансовая сторона очень важна. Поэтому, к сожалению, не все самые талантливые люди попадают в Формулу 1. Но в любом случае, эти гонщики – одни из самых талантливых в мире. Просто так никто человека в команду не возьмет, – какой бы у него ни был бюджет. Другое дело, когда гонщики примерно одинакового уровня, в любом случае предпочтут того, у кого больше денег. Того, кто не может принести бюджет, просто рассматривать не будут – каким бы он ни был Шумахером или Феттелем. Это факт, и тут ничего не поделаешь. Такова мировая ситуация.
Хотя нам, гонщикам, подчас сложно это понять. Для нас это жизнь, эмоции, и к большому спорту мы готовимся с детства…