Британский комментатор и эксперт Джеймс Аллен рассуждает об уходе из Формулы 1 очередного автоконцерна, японской Toyota Motor Corporation…
Джеймс Аллен: «На этой неделе масштабы японского участия в Формуле 1 существенно сократилось. Вслед за заявлением Bridgestone об уходе из чемпионата мира в конце 2010-го года, Toyota подтвердила, что покидает его уже сейчас.
Это освобождает место на стартовом поле для команды Sauber, которую концерн BMW продал фонду Qadbak. Если ситуация не изменится, то в следующем сезоне будут соревноваться 13 команд, и только три из них пользуются поддержкой автопроизводителей. За последние 12 месяцев Формула 1 потеряла половину заводских команд.
Баланс внутри Ф1 должен измениться самым драматичным образом, поскольку влияние автоконцернов сокращается, и появляется больше независимых команд. Остались только Mercedes, Renault и Ferrari. При этом немцы находятся в ранней стадии размежевания с McLaren, тяготея к Brawn GP, и, не исключено, что в будущем новые чемпионы мира станут одной из сильнейших команд.
Решение японцев не стало особым сюрпризом, несмотря на недавние заверения главы Toyota F1 Джона Хауэтта о том, что они намерены остаться в чемпионате. Мировой автомобильный рынок рухнул, корпорация Toyota Motor несет колоссальные убытки, и ее уход можно было предвидеть еще год назад, однако Honda стала первой.
Поговаривали, что некое решение можно было ожидать 15-го ноября, но президент корпорации уже в среду утром заявил, что Toyota уходит, проведя в Формуле 1 восемь сезонов. По словам Акио Тойоды, это решение было неизбежным…
Есть некая ирония в том, что все случилось именно тогда, когда расходы в Формуле 1 стали снижаться, поскольку вступило в действие Соглашение об ограничении ресурсов, – причем, в том числе и благодаря позиции Toyota. За последние десять лет команда потратила миллиарды долларов, – это был период, когда бюджеты в Формуле 1 были максимальными за всю историю спорта. Команда считалась одной из самых богатых, получая от Toyota порядка $300 млн. – без учета спонсорских денег и причитающейся ей части доходов от телетрансляций.
Затраты действительно стали заметно меньше, и все-таки корпорация приняла это решение – следовательно, она считает неприемлемым тратить деньги на автоспорт в период, когда автозаводы работают с неполной загрузкой.
Теперь неизбежно встает вопрос об участии Renault в чемпионате мира. Команда заняла 8-е место в чемпионате мира, и это худший результат с 2002-го года, когда французский концерн вернулся в Формулу 1. Кроме того, после скандала о подтасовке результатов гонки, команда потеряла большинство спонсоров. В Renault пережили эти неприятности и решили остаться в Формуле 1. Но надолго ли?
Уход Toyota означает, что Ярно Трулли и Камуи Кобаяши предстоит искать работу в других командах. Тимо Глок, вероятно, уже подписал контракт с Renault. Майк Гаскойн рассматривает Трулли как одного из кандидатов на место в Lotus, но в этой фазе карьеры Ярно, вероятно, предпочел бы выступать в известной команде, чем что-то начинать с нуля. С другой стороны, возможно, других вариантов у него просто не будет.
То, чего Кобаяши, добился в двух последних гонках сезона, возможно, дает ему неплохие шансы: вдохновенная работа за рулем TF109 показала его потенциал, так что Камуи вполне может стать любимцем публики.
Интересная складывается ситуация: с приходом новых команд появилось много вакансий, но предложение на рынке гонщиков все равно опережает спрос».