Легендарная Сузука – одна из лучших трасс старой школы. Продолжая эксперименты с календарём, в Liberty Media перенесли японский этап на весну, в 2024-м всё прошло хорошо, и дату решили оставить, но судьбу титула, как было 14 раз в истории, Гран При Японии уже не решит.
Айртон Сенна завоевал все три своих титула в Сузуке, Михаэль Шумахер – один в Аиде и два в Сузуке, Мика Хаккинен оба титула выиграл в Сузуке. Кроме них, чемпионами в Японии становились Джеймс Хант (1976), Нельсон Пике (1987), Ален Прост (1989), Дэймон Хилл (1996), Себастьян Феттель (2011) и Макс Ферстаппен (2022).
Гран При Японии впервые пройдёт так рано – 6 апреля. В Сузуке уже тепло, цветёт Сакура, а вероятность осадков и пасмурных дней сейчас гораздо ниже, чем в октябре, когда прежде проводился этап, что снизит риск переноса сессий из-за дождя и добавит красок телевизионной картинке.
Гран При Японии открывает серию из трёх восточных этапов подряд – в Сузуке, Бахрейне и Джидде. После яркого начала в Австралии и Китае, три предстоящих этапа станут продолжением тестов. Расстановка сил и слабые стороны машин более-менее ясны, все этапы будут полноценными, с тремя часовыми тренировками в каждом – самое время поработать, чтобы к Майами и началу европейской части сезона быть в лучшей форме.
История с увольнением дебютантов после нескольких гонок, как с Лоусоном, – словно калька из событий далёкого прошлого. Лёгкость, с которой Хельмут Марко жонглирует судьбами молодых гонщиков, говорит о том, что гонщики в ней – не главное.
Кого-то из участников Red Bull Junior Team Марко выгнал раньше, кто-то продержался дольше, некоторые даже получили шанс в Формуле 1, но финал истории всегда был одинаков – гонщиков увольняли. Реальных успехов добились только Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен, которые готовились не в Red Bull, но Марко предложил им то, чего не было в других программах – прямой путь в Формулу 1.
Дольше всех продержались те, кто оказывался в Toro Rosso/AlphaTauri/RB, где руководивший командой принципиальный Франц Тост не раз говорил, что молодому гонщику нужно два года, чтобы освоиться в Формуле 1, и только после этого от него можно чего-то требовать.
Больших побед в карьере Лоусона не было. Свой единственный титул он завоевал в 2019-м в домашней Toyota Racing Series, потом был пятым в Формуле 3, пятым в Формуле 2, вторым в DTM. Новозеландец дебютировал в Формуле 1 в 2023-м за AlphaTauri, потом провёл шесть гонок в 2024-м, а узнал о назначении на роль напарника Макса Ферстаппена перед Рождеством, имея за плечами всего 11 Гран При.
Опытного Цуноду, который провёл в Формуле 1 четыре года, Марко тогда не взял, а предпочёл улыбчивого новозеландца, который в маркетинговых акциях Red Bull смотрелся бы гораздо выигрышнее быстрого, но хмурого японца.
Невозможно представить, что Марко про Лоусона чего-то не знал, что у него не было данных о его психологической форме, о работе под прессингом. В штате программы есть психолог и все необходимые специалисты. Зачем он пригласил Лоусона на роль напарника Макса, когда у него был тот же Юки Цунода, да опытный Карлос Сайнс долго искал команду. Не потому ли, что ему не хотелось, чтобы у Ферстаппена внутри команды были соперники.
Невозможно представить, что чувствует молодой гонщик, который всю жизнь шёл к поставленной цели, и уже вроде бы её добился, но оказался в ситуации, когда на него повесили все проблемы проекта и неудачную машину, с которой справляется только Ферстаппен. Посмотрим, как у Лиама сложится в Racing Bulls, хватит ли у него духа оставить всё позади.
Кто-то возразит, что у многих и такой возможности не было, и будет прав, но у них, привыкших пробиваться самостоятельно, был выбор, а у подопечных Хельмута Марко его нет.
Как и в прошлом году, сезон начался со скандала. Тогда кризис едва не привёл к смене руководства, но Хорнер и Марко устояли, а те, у кого был выбор – Эдриан Ньюи, Джонатан Уитли, Роб Маршалл и многие другие ведущие специалисты, ушли. Даниэль Риккардо и Серхио Перес оказавшиеся почти в такой же ситуации, что и Лоусон, были уволены.
Эта история стала ещё одним звеном цепочки событий, произошедших в Red Bull после смерти Дитриха Матешица, который всегда и во всём поддерживал Марко, фактически построившего эту команду. Сейчас такой поддержки у Марко нет, но есть понимание, что повторить былые успехи будет невозможно, так что продолжение следует.
Все побеждающие команды счастливы по-своему, все проигравшие несчастливы одинаково.
У McLaren в этом году только один путь – к чемпионскому титулу. На фоне слабеющей Red Bull Racing, вставшей на многолетнюю паузу Mercedes и продолжающей искать себя Ferrari, у McLaren просто нет шансов проиграть. Они обязаны победить в этом году.
Как должен был побеждать Дженсон Баттон на Brawn BGP 001 с двойным диффузором в 2009-м, понимая, что другого шанса может не быть. Скоро сменится регламент, а кто будет сильнее в 2026-м, сейчас остаётся только гадать.
В McLaren всё делают верно, главное – не упустить ситуацию с гонщиками, не использовать командную тактику до того, как она будет действительно необходима. Подковёрная борьба может испортить и настроение, и результат. Сейчас для них главное – зарабатывать максимум очков в каждой гонке, не оставляя соперникам ничего, как в Китае, и предстоящая серия из трёх гонок подряд ответит на многие вопросы.