Вплоть до сезона 2009 года команда BMW Sauber прогрессировала по запланированному сценарию. Казалось, Марио Тайссену удаётся учесть все факторы, но в результате этот сезон стал последним для BMW в Формуле 1, завершив программу концерна, которая началась в 2000-м с поставки моторов для Williams, продолжилась приобретением команды и была обязана стать успешной.
Сезон | Гран При | Место | Очки | Подиум | Победа | Лучший старт | Лучший финиш |
2006 | 18 | 5 | 36 | 2 | 0 | 3 | 3 |
2007 | 17 | 2 | 101 | 2 | 0 | 2 | 2 |
2008 | 18 | 3 | 135 | 11 | 1 | 1 | 1 |
2009 | 17 | 6 | 36 | 2 | 0 | 3 | 2 |
Зимой 2009-го многие отказались от церемонии презентации, представив новые машины на тестах, но BMW Sauber собрала журналистов со всего мира в испанской Валенсии – с F1.09 команда связывала большие надежды, по разработанному плану гонщики должны были участвовать в борьбе за титул.
Марио Тайссен: «Дубль в Канаде и одиннадцать подиумов в прошлом сезоне стали для нас точкой отсчета, в 2009-м мы хотим сохранить прошлогоднюю надежность, добившись большего в стабильности и эффективности машины. У Ferrari и McLaren большой опыт, они многие годы лидируют в чемпионате, и мы хотим включиться в эту борьбу, совместив мотивацию, серьёзную работу и взвешенный, аналитический подход.
За три года существования BMW Sauber команда всегда выполняла поставленные цели, надеюсь, 2009-й не станет исключением, хотя при столь серьёзных переменах в регламенте трудно прогнозировать расстановку сил».
В межсезонье команды обсуждали возможный отказ от использования KERS – многим система казалась неоправданно дорогой в условиях финансового кризиса, но всё решил голос BMW – компания настаивала на значимости рекуперации для отработки технологий, которые могут использоваться в конструкции дорожных машин.
Проблемы стали очевидны уже на зимних тестах, а перед началом уик-энда в Мельбурне Марио Тайссен говорил с журналистами о возникшей неопределённости – с одной стороны рекуперация позволяла отыграть несколько десятых на круге, но за это приходилось расплачиваться неоптимальной развесовкой и потерей общей эффективности машины. К тому же, вес Роберта Кубицы не позволял установить тяжелые аккумуляторы KERS на его машину без превышения допустимого веса.
В Австралии Кубица мог надеяться на подиум, пока не выбыл после столкновения с Феттелем, под дождём в Малайзии Ник Хайдфельд финишировал вторым, но в восьми следующих гонках команда заработала лишь четыре очка.
Акцент на разработке и внедрении KERS привёл к серьёзным компромиссам в аэродинамике, двойной диффузор появился на машинах лишь в начале июня, а в конце первого летнего месяца команда объявила об окончательном отказе от KERS и подготовке комплексного обновления машины к домашней гонке в Германии. К этому моменту всем было очевидно, что BMW Sauber не сможет добиться поставленной цели.
29 июля, на пресс-конференции в Мюнхене, грянул гром – руководство баварского концерна объявило о сворачивании программы выступления в Формуле 1 после окончания сезона. В качестве основной причины называлась смена стратегии перспективного развития, но никто не скрывал, что всё решило отсутствие спортивных результатов.
Марио Тайссен: «Конечно, наш персонал в Мюнхене и Хинвилле хотел бы продолжить работу, доказав, что неудача в 2009-м оказалась случайной, но я понимаю, что решение было продиктовано корпоративными соображениями. Мы полностью сосредоточимся на оставшихся гонках, мы хотим продемонстрировать наш боевой дух и добиться хороших результатов перед горьким расставанием с Формулой 1».
Концовка сезона действительно сложилась более успешно, если в десяти первых гонках команда заработала лишь восемь очков, то в семи финальных – 28, поднявшись в Абу-Даби на шестую строчку в Кубке Конструкторов.
Команда отказалась от подписания нового Договора Согласия, но в середине августа подала заявку на участие в чемпионате, рассчитывая найти нового владельца. Вакансии к этому моменту были заполнены, и хотя ходили слухи о серьёзном интересе инвестиционного фонда Qadbak к покупке команды, шансы на участие в чемпионате 2010 года у новой реинкарнации Sauber появились лишь в ноябре, после ухода Toyota.
Ещё до завершения сезона Роберт Кубица подписал контракт с Renault, будущее Ника Хайдфельда пока не определено, как и будущее команды. Остаётся надеяться, что коллектив талантливых специалистов в Хинвиле действительно докажет случайность кризиса в 2009-м, и в следующем году команда сможет бороться за победу. Не повторится ли в случае BMW история с Honda – покажет время…