В пятницу стало известно об интересе Берни Экклстоуна и его партнеров из люксембургского инвестиционного фонда Genii Capital к покупке шведской компании Saab. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможных причинах, подтолкнувших коммерческого босса Формулы 1 к такому шагу…
Джеймс Аллен: «Берни Экклстоун возглавил мощный европейский консорциум, в последний момент заинтересовавшийся приобретением терпящей бедствие шведской автомобильной фирмы Saab. Его партнеры – владелец Renault F1 Жерар Лопес, который действует через свой фонд Genii Capital, и шведский предприниматель в сфере недвижимости Ларс Карлстрём. В настоящее время Saab принадлежит концерну General Motors.
По иронии судьбы, Экклстоун, известный своим недоверием к интернету, намерен купить Saab, чтобы продвигать автомобильные интернет-технологии. На сайте Genii Capital объясняется, что интерес к шведской фирме появился после консультаций со специалистами, занимающимися продажей Saab: «У нас наступательная позиция, и мы постараемся добиться успешного завершения сделки».
Стратегия консорциума состоит в том, чтобы повысить стоимость бренда Saab, делая акцент на те сферы, где автомобилестроение пересекается с интересами фонда, особенно в области интернета. Кстати, автомобильный интернет был одной из главных тем выставки потребительской электроники, проходившей на этой неделе в Лас-Вегасе.
Genii Capital намерен заниматься продвижением систем IP-телефонии и навигации, а также других современных устройств. Руководство фонда считает, что Saab – очень сильный бренд, ассоциирующийся с инновациями. Если активно развивать эту тему, то автомобили Saab могут стать весьма привлекательными для молодых покупателей, ориентирующихся на высокотехнологичные продукты. Главное, надо первыми предложить рынку такой продукт.
Неизбежно начнутся спекуляции, что Genii Capital захочет привести Saab в Формулу 1, но пока неясно, как именно будет действовать фонд, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Команда, принадлежащая Жерару Лопесу, еще два года должна называться Renault, как того требует Договор Согласия. После этого, если французский концерн, сохраняющий 25% акций команды и поставляющий двигатели, все-таки расстанется с чемпионатом, у Лопеса может появиться желание переименовать команду в Saab, поскольку трудно найти более эффективную рекламную площадку, чем Формула 1…
Третий участник консорциума по покупке Saab, Ларс Карлстрём, заявил в интервью Dow Jones, что переговоры с General Motors идут неплохо, и что за Saab придется выложить не меньше 800 млн. евро. Он не стал уточнять, какую часть этих денег в состоянии заплатить консорциум. Но говорят, что Европейский инвестиционный банк готов выделить кредит на сумму в 400 млн. евро.
“Через несколько лет Saab сможет выпускать более 100 тысяч машин в год”, – заявил Карлстрём. Примерно столько фирма продавала в свое время. Прогноз на 2010-й год был в районе 50 тысяч машин.
Карлстрём уже пытался купить Saab с двумя другими инвесторами, которые теперь стали его конкурентами. Третьим претендентом считается фирма Spyker, не так давно предпринявшая бесславную попытку прийти в Формулу 1 через покупку команды Midland (экс-Jordan). В итоге команда была продана Виджею Малье, который переименовал ее в Force India».