Совладелец US F1 Кен Андерсон слывет человеком, неохотно общающимся с журналистами. Но на этот раз он не стал молчать – и выразил свое мнение о том, что же творится с американской командой, коснувшись при этом и весьма неприятных тем.
Прежде всего, несмотря на фактическую остановку проекта, Андерсон не готов признать поражение. «Я не останавливаюсь», - сказал Кен в интервью Motorsport-Total. Хотя работы на базе в Шарлотте свёрнуты, а сотрудники отправлены в неоплачиваемый отпуск, американский инженер не согласен с печальными предсказаниями Берни Экклстоуна, который с прошлой осени говорит о нежизнеспособности US F1.
Но на вопрос о том, действительно ли команда на выйдет на старт сезона 2010 года, Андерсон отвечает прямо: «Да. По ходу чемпионата запрещены тесты, потому нет никакого смысла ездить на гонки лишь для того, чтобы просто отбывать номер. Это будет плохо для всех. Новым командам пришлось непросто на первых тестах, но если у тебя есть проблема, и нет возможности протестировать машину, то разобраться с ней очень сложно».
В прошлую пятницу в Шарлотту прибыл Чарли Уайтинг, глава Технического департамента Ф1. Обратно он привез компромиссное предложение американцев, готовых внести «значительную сумму» в залог за право пропустить год, но получить гарантированное место в паддоке в 2011-м. В US F1 очень надеются, что их предложение будет принято Федерацией.
«Мы ждем ответа от FIA. Я изложил им нашу позицию, и они обещали изучить ее, - сказал Кен Андерсон. – Мы говорили о депозите, который команда получит назад, как только сможет выйти на старт». В принципе, такую практику не назовешь необычной, ведь более десяти лет назад появилось правило, согласно которому каждая новая команда Ф1 накануне дебюта вносила в FIA 40 миллионов долларов, в дальнейшем по частям получая эту сумму назад. Если бы такая практика действовала раньше, то число банкротств можно было бы сократить.
Если FIA одобрит предложение US F1, то команде потребуется найти нужную сумму – наверняка, немалую. Но с этим, по словам Андерсона, «нет никаких проблем». На примете у Кена есть солидный инвестор, да и слухи об уходе главы YouTube Чада Харли, по словам американца, не соответствуют действительности: «Чад остается с нами. Он уменьшил сумму, которой готов поддержать команду, но хочет продолжать». Разумеется, не покинет US F1 и Питер Уиндзор.
Впрочем, Андерсон все же признал, что еще один крупный инвестор, контракт с которым был готов к подписанию в середине января, в последний момент передумал сотрудничать с командой, во многом под влиянием негативных публикаций в прессе.
Говоря о приостановке работ на базе, Кен называет их временной мерой до ответа FIA: «нет смысла тратить деньги на доработку машины, если FIA ответит отрицательно. А в случае положительного ответа мы готовы вновь начать свою деятельность в течение недели.
Если же они объявят новый тендер на 2011 год, то мало у кого сейчас есть то, чем располагаем мы. У нас есть база, есть оборудование и есть персонал». Рассуждая о том, как быстро команда сможет в нынешнем виде и с сегодняшним состоянием дел вывести машину на трассу, Андерсон назвал неутешительную цифру – «в течение 30 недель».
Однако все дело в том, что если FIA сейчас допустит к гонкам Stefan GP, то число команд станет равным 13. И если все они выполнят требования Договора Согласия – пропустят не более трёх Гран При – то автоматически станут участниками и следующего чемпионата мира, а для US F1 там просто не останется места.
«Мы планируем начать тесты в конце лета, чтобы обстоятельно подготовиться к следующему сезону, - признался Андерсон. – Наш проект был запущен в декабре 2008 года. Мы хотели приступить к постройке машины в марте, но начались споры между FIA и FOTA о величине бюджетного «потолка» и других вещах. Только 12 июля наше участие было подтверждено FIA, и лишь 31 июля мы поставили подпись под Договором Согласия. Было упущено очень много времени – потому оказалось сложно выполнить первоначальные планы.
Мы делали все, что в наших силах, но есть вещи, над которыми мы не властны. Мы готовы строить машину. Если шасси для 2010 года уже не имеет смысла, то надо заниматься шасси для 2011-го. Сейчас мы оказались практически точно в такой же ситуации, в какой были с самого начала. Если начнем работы в марте – у нас будет достаточно времени».
Касаясь переговоров с другими командами, Андерсон признал, что они имели место: «Чтобы успеть к старту чемпионата в Бахрейне, мы рассматривали разные варианты. Один из них – партнерство с Campos. Разумеется, при этом мы не звонили в прессу и не говорили: «Эй, а мы тут общались с Campos!» У них уже были машины, а наши немного задерживались. Но это не сработало. Также мы говорили и со Stefan – но также безрезультатно. Мы пробовали все возможные варианты, потому не стоит обвинять нас в том, что мы сидели, сложа руки».
Несколько недель назад состоялась даже встреча с бывшим президентом Toyota F1 Джоном Хауэттом. Андерсон пытался выяснить, нет ли возможности получить те машины, которые японская команда разрабатывала к 2010 году и которые сейчас в распоряжении Stefan. Но реализовать этот смелый план оказалось «финансово невозможно».
Говоря о FIA, Андерсон заметил: «Они проявили понимание и готовность помочь. Никому не нравится сложившаяся ситуация. Мы посвятили Формуле 1 много времени, вложили в нее много денег и привлекли много людей». Общий размер расходов US F1 оценивается в 20 миллионов Евро.
Список участников предстоящего чемпионата мира, который в ближайшее время опубликует FIA, наверняка снимет многие вопросы. Но можно утверждать с уверенностью, что команды US F1 в нем не будет. Кен Андерсон не собирается сдаваться – но получат ли он и его детище второй шанс, предсказать сложно. В любом случае, этот проект останется хорошей иллюстрацией того, сколь сложным делом является Формула 1.