По понятным причинам основное внимание в Формуле 1 приковано к гонщикам, однако они не могут обходиться без гоночных инженеров, – специалистов, помогающих пилотам раскрыть свой потенциал и добиться максимальных результатов.
Накануне финала сезона пресс-служба Toro Rosso предоставила слово гоночному инженеру Хайме Альгерсуари…
Андреа Ланди, гоночный инженер Хайме Альгерсуари: «Гонщика и инженера связывают особые отношения, и здесь главное, чтобы стороны на 100% доверяли друг другу.
За последние 8 лет я не раз видел, что гонщику порой очень трудно разобраться во всем, что происходит с машиной, и ощущения гонщика могут не соответствовать реальному положению вещей. Поэтому тебе нужно чувствовать, что пилот имеет в виду, и подобное взаимопонимание может установиться лишь со временем, спустя много гонок. Труднее всего понять, что гонщик хочет сказать. Поэтому тебе ничего не остается, как полностью ему доверять…
Мы получаем огромный объем телеметрических данных и теоретически можем видеть все, что происходит с машиной. Но когда вы что-то меняете в настройках, первым источником информации для вас является гонщик, поскольку в ходе тренировок накануне гоночного уик-энда детально вникать в телеметрию просто некогда. Поэтому вы вносите коррективы в настройки в ходе сессии, прежде всего, опираясь на ощущения пилота…
Когда Хайме пришел в нашу команду, у него не было опыта выступлений в Формуле 1, да и вообще его гоночный опыт был весьма небогат. Меня это порадовало, поскольку я получил возможность работать “с чистого листа”: я считаю, что инженеру намного сложнее искать подход к сложившемуся профессионалу.
В каком-то смысле, может, и проще, поскольку ты получаешь более качественную информацию, но, с другой стороны, у такого гонщика уже сложилась своя система взглядов. Зато вместе с молодым пилотом вы можете начать выстраивать абсолютно новые отношения. Можно научить его работать, объяснить, в чем заключаются твой стиль и инженерные методы. Начинать с нуля трудно, но если ты постараешься, то сможешь добиться хороших результатов.
Хайме прогрессирует от гонки к гонке, и, поверьте мне, по сравнению с прошлым годом, он очень серьезно продвинулся вперед. Нам обоим еще есть, над чем работать, и чему учиться.
Прежде всего, Хайме заметно улучшил свою физическую форму. Когда мы начинали, ему не хватало сил сохранять концентрацию в ходе всей гонки, но за прошлую зиму он очень подтянулся. Обычно новички Формулы 1 впадают в отчаяние и начинают паниковать, если у них не получается добиться высоких результатов.
Но когда ты паникуешь, ты не в состоянии думать о том, как решить возникающие проблемы. И здесь мы добились многого, так что я доволен тем, как мы преодолевали возникавшие сложности, без которых не обходится практически ни один уик-энд. Я ему говорил, что в такие моменты надо сохранять спокойствие и демонстрировать зрелость, не свойственную столь молодому человеку.
В ходе первой пятничной тренировки мы обычно не гонимся за скоростью, а работаем над настройками, стараясь понять, что происходит с машиной. Иногда в ходе тестов выясняется, что та или иная новинка работает неэффективно, поэтому результаты не улучшаются.
Хайме уже усвоил, что в этой ситуации время прохождения круга – не самое важное, и концентрируется на поведении и балансе машины. А о скорости можно начинать думать на 3-й тренировке… Я действительно доволен нашим взаимопониманием и отношениями, сложившимися за это время».