Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен в среду встречался с исполнительным директором Lotus Cars Дэни Бахаром и узнал новые подробности о его разногласиях с Team Lotus Тони Фернандеса…
Джеймс Аллен: «Исполнительный директор Lotus Cars Дэни Бахар пригласил небольшую группу журналистов, среди которых был и я, чтобы рассказать об участии этой компании в Формуле 1 и о перспективах развития производства легковых автомобилей Lotus.
О Тони Фернандесе, использовавшем имя Lotus в этом сезоне, он говорил мало, однако отметил, что пытался с ним договориться, но малазийский предприниматель запросил слишком много денег.
“Мы пытались договориться, но запросы противоположной стороны настолько несуразные, что нет смысла продолжать переговоры, – сказал Бахар. – Сделка с Renault обошлась нам в одну треть от этой суммы”.
Однако Тони Фернандес это отрицает.
“Полная ерунда, – сказал он. – Мы никогда не говорили о конкретных суммах. Концерн Proton заплатил нам $1 млн. в качестве спонсорского взноса. Я предлагал им создать совместное предприятие, предлагал обменяться пакетами акций, – мы готовы были пойти на любой вариант.
Если бы Бахар предложил нам $20 млн. (по ряду оценок, примерно во столько Lotus обошлось спонсорство Renault F1), он бы мог получить взамен очень много. Lotus Cars была бы спонсором команды, которой принадлежат права на имя Team Lotus. Бахар бы переехал к нам в Норфолк, где через дорогу живет Клайв Чемпен (сын Колина Чепмена), и мы могли бы вместе работать, чтобы через три года преумножить былую славу Lotus”
По словам Бахара, Фернандес получил лицензию на использование бренда Lotus в Формуле 1 потому, что прежнее руководство автомобильной компании Lotus Cars, которая входит в малазийский концерн Proton, считало это хорошей идеей. Затем, когда компанию возглавил Бахар, он предложил продвигать бренд Lotus через автоспорт и перераспределил все рекламные бюджеты, направив их в это русло. При такой стратегии обойтись без Формулы 1 было невозможно.
Но Бахар, конечно, не считал перспективным сотрудничество с командой Фернандеса и не предпринимал попыток приобрести у Дэвида Ханта права на имя Team Lotus, считая это необязательным, поскольку бренд Lotus и так находился под его контролем: “ни один судья в мире не сможет помешать мне продвигать мой бренд в Формуле 1”.
В свое время он говорил: “Мы не претендуем на то, чтобы стать Team Lotus, нам это не нужно. У нее было славное прошлое, но сейчас ее надо оставить в покое…”
Бахар отверг идею создания собственной команды, поэтому контракт с Renault F1 представляется ему правильным шагом, поскольку фонд Genii Capital (которому принадлежит Renault F1) уже обсуждал с Lotus Cars и Proton возможные перспективы сотрудничества в области автомобилестроения.
«Мы были не настолько смелыми, чтобы построить новую команду с нуля, – сказал он. – Поэтому мы избрали более консервативный подход. Мы хотим быть среди лидеров чемпионата. Мы понимаем, что в следующие два года нам предстоит многое понять о Формуле 1, что машина пока будет называться Renault, и т.д., но затем, когда вступит в силу новый Договор Согласия (в 2013-м), надеюсь, мы сможем сменить имя. Тогда и посмотрим, чего нам удалось добиться за два года, и чему мы научились».
Речь идет о том, что Lotus будет спонсором Renault F1 в течение двух лет с опционом на третий год, выплачивая ежегодно примерно по $20 млн., а также выкупит у Genii значительную долю акций команды, от 25% до 50%.
Серьезную поддержку Lotus через концерн Proton оказывает правительство Малайзии: разработка нового спорткара обходится порядка 150 млн. фунтов стерлингов, а у Lotus есть средства на запуск в производство пяти моделей. Бахар сегодня говорил о 800 млн. фунтов.
На протяжении многих лет Lotus Cars приносила убытки, и у Proton был выбор, либо продать ее, либо инвестировать большие средства. Бахар, по его словам, предложил “амбициозный и суперагрессивный план” по превращению Lotus в британский вариант Porsche: компания будет продавать различные модели спорткаров, начиная с относительно доступных, до таких, которые захотелось бы приобрести человеку, у которого уже есть Porsche и Ferrari.
Прежде всего Бахар нацеливается на азиатский рынок, где можно использовать готовую дилерскую сеть Proton, через которую уже сейчас продается полный спектр моделей, от дешевых до роскошных.
Бахар не думает, что в следующем году на старт чемпионата выйдут четыре машины с названием Lotus, а также не верит, что дело закончится судебным разбирательством. По его мнению, акционеры с обеих сторон придут к какому-то мирному соглашению…»