Накануне старта нового чемпионата мира победитель 13 Гран При, а ныне спортивный комментатор Дэвид Култхард дал обстоятельную оценку действующему обладателю титула Себастьяну Феттелю. По мнению шотландца, тот уже доказал всем и каждому, что талантлив и быстр, но в силу юного возраста еще не достиг тех вершин, которые уже покорились таким гонщикам, как Льюис Хэмилтон или Фернандо Алонсо...
Дэвид Култхард: «Пилот проходит через различные стадии карьеры. Выиграв звание сильнейшего, Феттель завершил первую из них, когда был юн и можно даже сказать наивен. В это время для него всё в новинку, всё интересно, а пилотирует он, опираясь на инстинкты. Следующая стадия – когда гонщик уже достиг зрелости и состоялся в своем деле.
Сейчас пилоты приходят в Ф1 в весьма юном возрасте, и Себастьян не исключение – он дебютировал в 19 лет. У гонщиков просто нет возможности повзрослеть в обычной жизни, прежде чем оказаться в центре внимания журналистов, болельщиков и всей той шумихи, которая с этим связана.
Я помню, как люди говорили мне: «Не нужно меняться». Но в реальности вам как раз требуется изменить себя. Всё вокруг становится иным, вы растете, как личность, вырабатываете привычки. Я хочу сказать, что впечатлен тем, насколько Себастьян уверен в себе и внутренне спокоен, но при этом совершенно не высокомерен.
Его можно сравнить с Михаэлем Шумахером, которого часто упрекают в высокомерии. Себастьян провел в Ф1 куда меньше времени, но ни разу не демонстрировал такого поведения. Он так воспитан, и хотя со временем мы узнаем о нем больше, я бы сильно удивился, если бы после победы в чемпионате он дистанцировался и стал бы держаться отчужденно.
Он достиг своей цели, важного момента в жизни, после чего начал всё сначала и теперь попробует повторить ещё раз. Такой же подход всегда исповедовал в гонках Фернандо Алонсо, вне зависимости от того, выступал ли он за Minardi, Renault, McLaren или Ferrari. У Фернандо словно металлический стержень внутри, все его поведение буквально кричит: «Не связывайся со мной, иначе я использую все имеющиеся средства, чтобы разобраться с тобой». Но если вы не стоите у него на пути, он не создаст вам никаких проблем.
Такая позиция всегда вызывала у меня уважение, даже в ту пору, когда они выступали в одной команде с Льюисом, и многие [в Великобритании] считали его виновной стороной в противостоянии «британца» и «неприятного испанца».
Нужно уважать позицию других людей, если они постоянны в своих взглядах, требованиях и реакциях. Это совсем неплохо, и Феттель, по моему мнению, тоже располагает таким набором качеств.
Он тщательно скрывает свою частную жизнь. Это сознательное решение – он пилот, он приезжает на трассу и участвует в гонках. А когда он не на трассе, то занимается всеми остальными вещами. Феттель очень четко выражает свои желания и ожидания, но, в то же время, если ему аргументировано объясняют, что в реальности все должно быть иначе, он примет такую точку зрения. Он участвует в тех сражениях, которые может выиграть, и отступает, если понимает, что лишь потратит впустую силы.
Он демонстрирует очень высокий уровень интеллекта и социальных навыков – на мой взгляд, это делает его отличным чемпионом и представителем нашего вида спорта. Также важно, чтобы он получал удовольствие от нынешнего отрезка своей жизни, потому что в дальнейшем его популярность будет только расти – и нагрузка на него тоже.
Вне зависимости от того, выиграет он предстоящий чемпионат или нет, можно ожидать снижения числа ошибок, но когда ваша работа состоит в том, чтобы управлять гоночной машиной на пределе возможного, то порой вы все же ошибаетесь.
Алонсо допускал по ходу своей карьеры не так много ошибок, но можно вспомнить гонку в Японии, когда он еще выступал за McLaren, или прошлогодний этап в Спа. Причем каждый раз он был на трассе в одиночестве, не участвуя в непосредственной борьбе. Эти парни будут ошибаться – они ведь всего-навсего люди.
А вот о чем обязательно будут говорить – этак то о том, как Феттель справляется с собственными ошибками. Вспомните, как он крутил пальцем у виска после столкновения с Марком Уэббером в Турции. Думаю, вскоре Себ станет иначе относиться к подобным вещам.
Представьте, что внутри вас что-то меняется, словно бы щелкает, когда вы достигаете своей цели и выигрываете чемпионат мира. Я с интересом жду возможности увидеть, как он отреагирует на это. Могу назвать себя его болельщиком, но вовсе не потому, что связан с командой – а потому, что он демонстрирует уважение к спорту и знает, что это его дорога, и что он должен пройти её сам без посторонней помощи.
Интересно слушать, как он рассуждает о новых статистических рекордах. По ходу гонки он часто спрашивает, каково сейчас лучшее время круга – чтобы затем превзойти его, хотя за это и не дают дополнительных очков. Делается ли это ради статистических достижений или собственного «я», сказать сложно – но мне кажется, что в большей степени из-за статистики. Полагаю, ему абсолютно комфортно в такой роли.
Я читал, что он стремится перекрыть рекорды Шумахера. Он никогда не говорил об этом прямо, но мне думается, что это именно так. Достаточно вновь вспомнить эти быстрые круги. И если он сам не станет утверждать обратного, мы можем предположить, что он делает это для удовольствия – чтобы записать себе в актив еще один рекордный круг и оказаться в книге достижений Формулы 1.
Нам еще только предстоит узнать – действительно ли он так хорош, как Хэмилтон и Алонсо? На мой взгляд, это очень интересный вопрос. Пока на высшем уровне Феттелю доводилось сражаться на одинаковой технике только с Марком Уэббером. Марк прошел долгий путь, прежде, чем получить быструю машину – он выступал за Minardi, затем за Jaguar и Williams, и лишь потом оказался в Red Bull, где помог команде выйти на нынешний уровень.
Думаю, всё это не могло не сказаться. Технику, способную побеждать, он получил только в 33 года, к этому времени в его жизни уже появилось множество других занятий, можно вспомнить хотя бы руководство командой GP3.
В прошлом году разница между Феттелем и Уэббером составляла в квалификации примерно одну десятую секунды – это очень мало, особенно если вспомнить, что Марку из-за большего веса было невозможно добиться такого же удачного распределения масс по осям.
Если бы у него была такая возможность, он бы точно отыграл эту десятую, а с точки зрения позиций на трассе это изменило бы очень многое. Два пилота равны по скорости, но один из них демонстрировал свои возможности по ходу долгой карьеры, а другой только начинает собственный путь и не столь занят делами за пределами трассы.
Еслы бы Себ сражался с тем Марком, которого мы знали пять лет назад, тогда сильнейшим почти наверняка стал бы Уэббер. Он и в прошлом году лидировал по ходу большей части сезона, а грань между победой и поражением невероятно тонка. Поэтому, я думаю, Себ находился в более комфортном положении – просто в силу молодости и природной скорости. Давайте подождем. Я надеюсь, что у нас еще будет возможность увидеть его в действительно упорной борьбе с Фернандо или Льюисом, когда те будут на пике своей карьеры.
Себ пока только начинает выступления. Он самый молодой в истории чемпион мира, отличный гонщик и посол нашего спорта. Ему удалось наладить немало связей, которые были нарушены, когда немецким чемпионом был Михаэль. Феттель – особенный человек. Я – его поклонник. Он выступает на невероятно высоком уровне и является незаурядным молодым человеком. Но лишь время сможет в полной мере ответить, на что он действительно способен».