Несмотря на то, что Гран При Турции проводится всего седьмой год, один из участков стамбульской трассы уже обрел столь широкую популярность, что считается одним из лучших по ходу всего сезона. Речь, разумеется, о затяжном восьмом повороте, включающем в себя сразу четыре апекса. Здесь на долю пилота и техники выпадает серьезная нагрузка, а с особенным интересом все ожидают, как же в этом скоростном вираже поведут себя шины Pirelli.
Накануне четвертого этапа сезона пресс-служба Mercedes GP подготовила любопытный материал, который позволяет понять, чем же восьмой поворот Истанбул-парка отличается от других виражей, с которыми гонщикам приходится иметь дело в Формуле 1.
Что мы знаем о самом длинном повороте сезона?
Протяженность восьмого поворота составляет 640 метров – это 12% от общей дистанции круга. На его прохождение пилоты тратят 8,5 секунд, а это 10% от лучшего времени (1.24,770), установленного в гонке 2005 года Хуаном-Пабло Монтойей на McLaren. В общей сложности пилоты проходят четыре апекса, минимальная скорость по ходу поворота – 260 км/ч, средняя – около 270 км/ч.
Как можно сравнить эти цифры с другими быстрыми и протяженными поворотами на трассах чемпионата?
Самый знаменитый участок турецкой трассы предлагает уникальное сочетание высокой скорости и долговременной нагрузки. Если говорить о времени, то на преодоление связки первого и второго поворотов в Шанхае уходит 8,7 секунды, что даже больше, чем на Истанбул-парке, но при этом пилот постоянно замедляется, и его скорость куда ниже. На преодоление Параболики в Монце требуется 7,6 секунды, третьего поворота в Барселоне – 7,4 с.
С точки зрения скорости похожие условия возникают в вираже 130R на Сузуке и в сильверстоунском Copse, но они куда короче – 315 метров за 3,7 секунды и 240 метров за 3 секунды соответственно. Наконец, можно сравнить протяженность дистанции, но и тут Параболика (470 метров) и Pouhon в Спа (460 м) на 25% короче восьмого поворота.
В Стамбуле пилотам приходится выдерживать пиковую перегрузку в 5g, причем она превышает 4,5g на протяжении двух секунд. В среднем же перегрузка составляет нешуточные 3,5g.
Какие требования восьмой поворот предъявляет к шинам?
Именно здесь резина испытывает самую большую нагрузку по ходу всего сезона. Несмотря на то, что сам поворот занимает только 12% от длины круга, шинам на этом отрезке выпадает 40% общей нагрузки. Сложнее всего при этом приходится резине правого переднего колеса – скажем, именно оно не выдержало в 2007 году на машине Льюиса Хэмилтона.
Предельная сила, действующая на подвеску, превышает 10 килоньютонов, что эквивалентно одной тонне и в полтора раза превышает общий вес всей машины. Средняя величина силы – 7 килоньютонов. Дополнительной сложностью является кочковатое покрытие трассы в районе второго и третьего апексов. Вертикальная перегрузка, которую испытывает пилот, колеблется между +0,5g и -0,8g.
Каких настроек требует восьмой поворот?
При выборе регулировок инженеры должны фактически исходить из требований, которые предъявляет этот участок трассы, особенно с точки зрения углов развала-схождения и величины дорожного просвета задней оси.
Что об этом повороте думают пилоты?
По мнению семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, он «не слишком сложный с точки зрения пилотажа, но самый длинный в сезоне и очень быстрый». Поведение машины на этом участке сильно зависит от настроек: «Здесь очень велика нагрузка на резину, и ваша траектория целиком определяется характеристиками машины и ее регулировками. Компромиссные решения могут серьезно осложнить ситуацию, так что надо подождать и посмотреть, как все пойдёт в этот раз».
А вот Нико Росберг, напротив, считает восьмой поворот «одним из самых сложных в сезоне» из-за большой скорости и высоких перегрузок. «Но если бы мне нужно было спроектировать трассу Формулы 1, я бы обязательно включил туда подобный участок!»