Гран При Венгрии был захватывающим: на победу всерьез претендовали четыре пилота, и борьба шла очень острая. Кроме того, гонка проходила в меняющихся погодных условиях, поэтому ее исход в значительной степени зависел от правильности принимаемых тактических решений. Британский эксперт Джеймс Аллен проанализировал наиболее важные из них…
Джеймс Аллен: «Победитель принимал правильные тактические решения, основываясь на информации, собранной в ходе тренировок, и собственной интуиции: под конец гонки начался дождь, но он не поехал в боксы за промежуточной резиной, а предпочел оставаться на трассе.
Некоторые гонщики провели Гран При ниже своих возможностей, поскольку допускали ошибки в выборе тактики, зато трое середняков заработали очки – опять же, за счет верных решений.
Прогноз погоды на воскресенье обещал дождь, но не во время гонки. Впрочем, команды сильно сомневались в его корректности.
Обгонять было непросто – в Будапеште с этим всегда проблемы, – но погода изменила привычную картину. Во время гонки встречный ветер, который дул вдоль прямой, был намного слабее, чем в день квалификации, поэтому системы DRS работали не слишком эффективно. На многих машинах срабатывал ограничитель оборотов двигателя, поскольку ветер не препятствовал разгону, как это было в субботу.
Еще одна причина неэффективной работы DRS связана с тем, что прямая слишком коротка, а аэродинамика машин была отрегулирована на максимальную прижимную силу, поэтому мало кто из гонщиков успевал достичь максимальной скорости до точки торможения.
Давайте проанализируем некоторые тактические решения.
Баттон принимает правильные решения
Шесть из одиннадцати своих побед Дженсон Баттон одержал примерно в таких условиях, какие мы видели в воскресенье на Хунгароринге. Залог его успеха – в сочетании опыта, исключительно плавного стиля пилотирования и умения точно оценивать уровень сцепления с трассой.
Баттон, как и все остальные, стартовал на промежуточных шинах, а на 11-м круге перешел на SuperSoft. Марк Уэббер, Фелипе Масса и Рубенс Баррикелло сделали это кругом раньше, причем, Уэббер сразу показал лучшее время на первом секторе. Все говорило о том, что пора переходить на слики.
Тем не менее, Масса ехал на сликах по мокрой трассе как-то чересчур робко, поскольку не мог их прогреть. Баттон, занимал в тот момент 3-ю позицию, отреагировал и поехал на пит-стоп на 11-м круге. А вот Фернандо Алонсо остался на трассе – так же, как и лидировавший Льюис Хэмилтон, ехавший 3-м Себастьян Феттель и Нико Росберг, замыкавший первую пятерку. Все они поменяли резину только на 12-м круге.
В результате все, кроме Хэмилтона, на пять секунд опережавшего ближайшего преследователя, потеряли и время, и позиции. Баттон обошел Феттеля в борьбе за 2-е место, а Уэббер, опередив Алонсо и Росберга, оказался 4-м.
Шины SuperSoft не отличались большим ресурсом. Перед стартом гонки высказывались предположения, что они продержатся 20 кругов, но в реальности оказалось, что это скорее кругов 15 - 16, а в случае с Хэмилтоном – ещё меньше. В ходе квалификации он сэкономил свежий комплект SuperSoft, и ехал очень активно, создав 9-секундный отрыв от Баттона, но через 14 кругов ему пришлось вновь ехать в боксы, тогда как Дженсон поехал менять шины кругом позже.
Гонщиков McLaren по-прежнему разделяло 6 секунд, но решающий момент настал, когда Хэмилтон на 40-м круге поехал за очередным комплектом SuperSoft. Было ясно, что до финиша они не выдержат. Зато Баттон на 42-м круге перешел на Soft, зная, что на них и закончит гонку.
За этими решениями видится следующая логика: прикатанные шины SuperSoft позволяют проходить круги на 0,8 секунды быстрее, чем новые Soft, поэтому Хэмилтон рассчитывал увеличить отрыв до 18 секунд, чтобы вновь побывать в боксах, но сохранить лидерство. В теории, 15-ти кругов могло хватить для реализации этого плана, но оказалось, что Баттон на мягкой резине ехал ничуть не медленнее, если не быстрее.
На 47-м круге начался легкий дождик, Хэмилтон вылетел с трассы, и Баттон вышел в лидеры. Теперь Льюис ехал позади напарника, да еще и на не самых подходящих шинах. Феттель, уже поставивший Soft и не собиравшийся больше посещать боксы, неминуемо должен был обойти Хэмилтона. Кстати, и Уэббер тоже.
Хотя Хэмилтону удалось атаковать и обойти Баттона, ему предстояло внести какие-то коррективы в тактику, и если бы дождь продолжался, переход на промежуточную резину мог бы ему помочь. Однако, как вскоре выяснилось, это решение оказалось ошибочным. Хотя гонщики проходили круги на 11 секунд медленнее, в этой ситуации важно было сохранять хладнокровие: через три круга дождь прекратился, и скорости снова выросли. А вот тем, кто поставил промежуточные шины, пришлось снова ехать в боксы…
Баттон, Феттель и Алонсо решили не ставить эту резину, поэтому оказались впереди Хэмилтона. Уэббер поставил – и остался позади.
Но на исход гонки повлиял не ошибочный переход на промежуточную резину: судьбу победы предопределило вовремя принятое решение Баттона поставить Soft.
Действия Алонсо во многом повторяли тактику Хэмилтона. Судя по длине отрезков, он планировал 4 пит-стопа, особенно после того, как в начале дистанции потерял время позади Нико Росберга. Когда все переходили с промежуточных шин на слики, испанец слишком поздно поехал в боксы, и его опередил Уэббер.
На первом комплекте SuperSoft Фернандо проехал 13 кругов, на втором – 11, на третьем – 11, а затем, поставив более жесткие шины, преодолел последние 23 круга до финиша. На третьем пит-стопе он опередил Уэббера – за счет того, что поехал в боксы на три круга раньше. Кроме того, на 50-м круге он не стал переходить на промежуточную резину, поэтому оказался впереди Хэмилтона. Можно сказать, что испанцу удалось отыграться после не слишком удачной первой половины гонки.
Неплохо выступили гонщики Toro Rosso: Себастьен Буэми стартовал 23-м, но финишировал 8-м, а Хайме Альгерсуари заработал очки в четвертый раз за последние пять гонок – вновь за счет того, что проехал долгий средний отрезок на более жестких шинах и провел на один пит-стоп меньше, чем соперники. Эта тактика оказалась для Toro Rosso и для Sauber весьма успешной, – даже странно, что другие команды середины пелетона не пытаются её использовать. Но для этого важно, чтобы гонщик умел беречь резину, а машина это позволяла.
Прорыв Пола ди Ресты
Пол ди Реста показал в Венгрии свой лучший результат в сезоне, финишировав 7-м, и во многих отношениях это был настоящий прорыв. Его инженеров приятно удивили собранность и самообладание, которые молодой шотландец демонстрировал в самые напряженные моменты гонки, например, на 50-м круге, когда начался дождь. Это он принял решение оставаться на трассе, когда многие поехали в боксы за промежуточными шинами.
В последних 8-ми гонках ди Ресте не удавалось заработать очки, но после Гран При Венгрии на него наверняка обратят внимание многие команды: на новичка он уже не похож.
Анализируя тактику Пола, приходишь к любопытным выводам: она в точности напоминает тактику Баттона.
Когда позволила ситуация, он перешел на SuperSoft – разница лишь в том, что Пол не прошел в финал квалификации, поэтому располагал свежим комплектом. На 27-м круге Баттон поставил следующий прикатанный комплект SuperSoft, и ди Реста сделал то же самое.
Затем на 42-м круге Баттон поставил новые мягкие шины – ди Реста последовал его примеру. Никто не утверждает, что он копировал действия Дженсона, это просто совпадение. Но интересно, что этот выбор был продиктован информацией, полученной в ходе тренировок, когда гонщики сравнивали поведение SuperSoft и Soft: они поняли, что более жесткие шины позволят под конец дистанции проехать на легкой машине до 30 кругов.
Ди Реста вел борьбу с Росбергом, который проехал на Soft второй отрезок. Но итог дуэли оказался в пользу пилота Force India, поскольку Нико, в отличие от ди Ресты, принял решение перейти на промежуточную резину. Уже во второй гонке подряд Force India опережает Mercedes GP. При этом уже в 11-ти Гран При позиция Росберга на финише хуже, чем на старте.
Ремарка напоследок: если Баттон шесть из одиннадцати своих побед одержал в таких условиях, – значит, в дни, подобные минувшему воскресенью на Хунгароринге, вполне можно копировать его тактику: чемпион мира 2009-го года редко ошибается».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com