Если в прошлом году Марк Уэббер до самого финала чемпионата входил в число претендентов на титул, то в этом сезоне на его счету нет ни одной победы. В своей традиционной колонке на сайте ВВС Sport австралиец вспоминает минувший гоночный уик-энд…
Марк Уэббер: «Гран При Абу-Даби вновь привлек внимание к одной из ключевых инноваций, появившихся в Формуле 1, которую в последнее время вспоминали нечасто.
Речь о DRS – устройстве, призванном облегчать обгоны, внедренном в этом году и способствующем повышению зрелищности гонок. Эта система действительно эффективно выполняет свою функцию. Мы нажимаем кнопку в кокпите, после чего верхняя плоскость заднего крыла поднимается. При этом крыло работает менее эффективно, или “глохнет”, как говорят специалисты по аэродинамике: лобовое сопротивление снижается, и за счет этого возрастает скорость на прямых.
В первых двух гонках, прошедших в Абу-Даби в 2009-м и 2010-м гг. обгоны были крайне затруднены, поэтому сейчас все с интересом ждали, какой эффект даст DRS.
Команды и руководители Формулы 1 поступили правильно, внедрив DRS. Они стараются добиться, чтобы обгоны были возможны даже в случае, когда машины равны по своим скоростным характеристикам, но чтобы обгонять было по-прежнему непросто.
Можно сказать, что к каждой гонке в этом году мы подходили “вслепую”, поскольку всегда присутствовал некий элемент новизны, так что ошибки вполне были возможны.
В каких-то Гран При обгонять было слишком легко, например, в Китае, Бельгии и Турции; на каких-то трассах обгоны по-прежнему затруднены: в Валенсии, Барселоне и Корее. Зато в других случаях все сложилось отлично. В общем, всего этого можно было ожидать.
В Абу-Даби две зоны использования DRS: вторая начиналась там, где заканчивалась первая. Во время тренировок гонщики поняли, что обгонять по-прежнему сложно, и тогда перед началом Гран При первую зону продлили.
Впрочем, проблема заключалась в следующем: если вы кого-то обогнали в первой зоне, был реальный шанс, что соперник возьмет реванш во второй. Возможно, было бы лучше, если бы зона DRS была всего одна. Но тут трудно сразу все сделать правильно: я уверен, что в ходе сезона собрано много информации, и в следующем году все будет намного лучше.
DRS – противоречивая тема, прежде всего потому, что тут многое зависит от точки зрения. Кому-то из болельщиков нравится, когда пилоты постоянно обгоняют друг друга. Американские гонки NASCAR основаны именно на этом. Но люди, которые придерживаются традиционных взглядов на Формулу 1, в том числе и я, считают, что обгон должен быть не просто обгоном.
FIA вместе с командами поработали неплохо, и я уверен, что в следующем году на некоторых трассах им удастся добиться более качественного результата. Зимой будет происходить много всего, и в частности будут обсуждаться изменения, о которых просят гонщики.
В настоящий момент во время Гран При систему DRS можно использовать только в специально отведенных зонах, и только если в “точке замера” интервал до машины соперника сократился до секунды. Но на тренировках и в квалификации ты можешь использовать ее так, как пожелаешь. В ряде случаев это приводило к авариям, поскольку гонщики вылетали с трассы, когда превышали пределы возможного, используя DRS.
Бруно Сенна попал в аварию на Сузуке, я разбил машину во время пятничной тренировки в Венгрии, и именно это стало причиной одного из вылетов моего напарника, Себастьяна Феттеля, во время свободных заездов.
Так что гонщики практически единогласно выступают за то, чтобы ограничить использование DRS не только во время гонки: пусть будет разрешено применять систему только в зоне DRS и, возможно, на двух главных прямых отрезках. Кроме того, точка активации системы не должна быть слишком близка к выходу из поворота.
Но DRS оказалась эффективной системой, которую вполне можно применять в гонках. В моем случае в Абу-Даби она сыграла значительную роль.
В самом начале гонки мы с Дженсоном Баттоном вели борьбу за 3-е место, и мне не удавалось провести успешный обгон. Проблема в том, что не было смысла обходить Дженсона перед 8-м и 9-м поворотами в конце первой зоны DRS, поскольку в следующей зоне, на прямой, заканчивающейся 11-м поворотом, он бы все равно отыграл позицию.
Я практически его обогнал, и в шикане, в поворотах 11, 12 и 13, у нас произошла неплохая дуэль, однако в 14-м он меня вновь опередил. Это было здорово, хотя жаль, что в итоге мой маневр не увенчался успехом. Впрочем, Дженсон отлично провел гонку, хотя в тот момент на его машине не работала система KERS.
Моя гонка сложилась не лучшим образом из-за проблемы с одним из колес машины во время первого пит-стопа, когда я потерял 5 или 6 секунд, отстав от Дженсона и пропустив еще и Фелипе Массу.
Чтобы попытаться обойти их обоих, мы решили провести еще один дополнительный пит-стоп, чтобы я больше кругов проехал на более быстрых мягких шинах, так что я вновь заехал в боксы перед началом последнего круга.
Мне было нечего терять: если бы я придерживался прежней тактической схемы с двумя пит-стопам, я мог бы финишировать только пятым позади Массы. Еще один отрезок на мягких шинах позволил мне без проблем его обойти, но уже было потеряно слишком много времени, и опередить Дженсона было нереально.
Не будь проблемы на пит-стопе, у меня был бы шанс побороться с ним за 3-е место.
Возможно, вы заметили, что в ходе гонки под днищем моей машины что-то болталось: оказалось, что это фрагмент шины с RB7 Себастьяна Феттеля, лопнувшей еще на первом круге. Думаю, я подцепил его на втором круге на задней прямой трассы: там было довольно много обломков от машины Феттеля, сыпавшихся, когда он пытался добраться до боксов. Из-за этого куска резины эффективность аэродинамики моей Red Bull была заметно ниже…
Я покидал Абу-Даби в сложных чувствах. Я получил удовольствие от гонки, поскольку провел несколько неплохих дуэлей, но четвертое место – это, конечно, не то, на что я рассчитывал.
Льюис Хэмилтон отлично провел гонку и одержал третью победу в этом сезоне, притом, что Фернандо Алонсо весьма активно его прессинговал в своей обычной манере. Однако трудно сказать, смог бы кто-то из них одолеть Себастьяна, если бы он не проколол колесо.
Учитывая, в какой форме в этом году Феттель, можно предположить, что опередить его было бы довольно сложно, однако, на этот раз Льюис одержал уверенную и заслуженную победу.
Мне кажется, что вместе с командой мы многие вещи делаем правильно, хотя есть ряд важных аспектов, в которых в следующем году надо будет подтянуться. Зимой мне предстоит много работы».