Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует стратегию команд в Абу-Даби и факторы, повлиявшие на успех...
Прежде автомобиль безопасности редко вмешивался в ход Гран При Абу-Даби, но в этом году у Фернандо Алонсо есть полное основание чувствовать недовольство – он выезжал дважды, что серьёзно сказалось на надеждах Ferrari в борьбе за чемпионский титул.
В 2010-м появление автомобиля безопасности в начале гонки позволило Виталию Петрову получить свежий комплект резины и сопротивляться атакам Алонсо, не позволив испанцу реализовать его стратегию.
В прошлый уик-энд Фернандо вновь помешал автомобиль безопасности, точнее – он помог его главному сопернику. В Red Bull допустили ошибку с количеством топлива в квалификации, из-за которой Феттель был исключён из протокола сессии и стартовал с пит-лейн, но два выезда машины безопасности помогли ему отыграться и финишировать на подиуме. Рассчитывая перед стартом отыграть у Себастьяна 10-15 очков, Фернандо отыграл только три.
Перед стартом
В Pirelli вновь консервативно подошли к выбору составов, команды получили возможность провести гонку с одним пит-стопом, а гонщики могли атаковать на пределе без риска потери эффективности шин.
Действительно ли Феттелю повезло?
Стратегия Феттеля в воскресенье определялась не только выбором состава резины и времени проведения пит-стопа. В Red Bull Racing забрали машину Феттеля из закрытого парка, чтобы сменить настройки, максимально облегчив обгоны. Они изменили угол атаки антикрыльев, снизив лобовое сопротивление и «удлинили» седьмую передачу, что позволило на 10 км/ч увеличить скорость на прямой по сравнению с настройками, использовавшимися в квалификации.
Феттель планировал стартовать на более жесткой резине, проехать более длинный первый отрезок, отыграв позиции, когда гонщики других команд отправятся на пит-стоп, а затем переключиться на более мягкий состав, чтобы получить преимущество в скорости на финальном отрезке гонки.
Реализовать этот план не удалось – из-за смены носового обтекателя он вновь оказался позади, но в целом итоговая стратегия получилась ещё более удачной.
На 9-м круге Феттель уже ехал 12-м, когда на трассе появился автомобиль безопасности. В тот момент он уступал лидеру 23 секунды, но сначала повредил переднее антикрыло на первых кругах, потом – уворачиваясь от Риккардо, и в итоге был вынужден свернуть в боксы для его замены, откатившись на 21-ю позицию. Стартовав на более жесткой резине, он на первом пит-стопе переключился на более мягкую, которая в воскресенье оказалась значительно быстрее.
В тот же момент, позади автомобиля безопасности, Грожан тоже сменил Medium на Soft, надеясь добраться до финиша без дополнительных пит-стопов. Феттель опередил Грожана, который в перспективе мог сдержать Уэббера, Переса и Мальдонадо после того, как они проведут свои пит-стопы. Отставание Грожана от Баттона увеличивалось, Феттель активно атаковал на свежей резине, в надежде вернуться примерно на те же позиции после второго пит-стопа, ведь это обещало, как минимум, четвёртое место.
В Red Bull быстро просчитали такой вариант, Феттель обгонял, соперники проводили пит-стопы, и в итоге он поднялся на вторую строчку, опередив Алонсо и Баттона. Инженеры Red Bull Racing спорили о том, сможет ли Себастьян проехать 42 круга на Soft и благополучно финишировать, но это почти наверняка привело бы к волнительной борьбе двух претендентов на титул – Алонсо и Феттеля на последних кругах гонки. Команда сделала менее рискованный выбор ради гарантированного четвёртого места. На 37-м круге Феттель провёл второй пит-стоп.
Ему действительно повезло, когда автомобиль безопасности выехал во второй раз и за 17 кругов до финиша Баттон лишился преимущества в 15 секунд, а Феттель как раз только что получил свежий комплект мягких шин, что позволило ему бороться за подиум. Дженсон оставил Себастьяну много места, когда тот решил атаковать, не желая вмешиваться в борьбу за титул. Если бы Феттель попробовал так обогнать в начале сезона, возможно, это закончилось бы вылетом с трассы.
Победа Райкконена
В Абу-Даби Кими Райкконен одержал свою первую победу после возвращения в гонки. По длинным сериям кругов в пятницу было видно, что машины Lotus достаточно быстры, чтобы бороться за победу в гонке. Их проблемой в этом сезоне стали неудачные выступления в квалификации, но в Абу-Даби Ferrari оказались позади, Феттель стартовал с пит-лейн и Кими начинал гонку четвёртым.
Его победа стала следствием отличного старта, позволившего подняться на вторую позицию. Когда Хэмилтон остановил машину, Райкконен попал в те условия, о которых мечтал по ходу всего сезона – возглавил гонку и смог атаковать на свободной трассе».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com