Сценарий трёх последних сезонов был разным, но Red Bull Racing неизменно добивалась итоговой победы. В 2012-м команда досрочно завоевала Кубок конструкторов, а судьба титула решилась в финальной гонке сезона – вновь в пользу Себастьяна Феттеля.
Red Bull Racing |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2011 | 19 | 1 | 650 | 1 | 1 |
2012 | 20 | 1 | 460 | 1 | 1 |
Себастьян Феттель | 20 | 1 | 281 | 1 | 1 |
Марк Уэббер |
20 | 6 | 179 | 1 | 1 |
После доминирования Red Bull Racing в 2011-м у соперников накопилось множество вопросов по поводу соответствия «духу правил» некоторых технических решений, использовавшихся в конструкции RB7.
FIA тоже не вполне устраивали разные варианты трактовки регламента, и правила решено было скорректировать. Машина 2011 года строилась вокруг концепции «выдувного» диффузора, запрещенного в 2012-м, так что Эдриану Ньюи и техническому штабу Red Bull Racing фактически пришлось строить машину заново.
Многие были уверены в том, что перемены в регламенте сильнее всего ударят именно по Red Bull, но и их соперники в 2011-м активно экспериментировали с конфигурацией выхлопной системы. В итоге все потеряли в прижимной силе, но потери Red Bull Racing действительно оказались большими. Команда успела подготовить машину к началу зимних тестов, но презентация была виртуальной, без детальных изображений критически важной задней части машины.
Эдриан Ньюи: «Если RB7 конструировалась вокруг выхлопной системы, то сейчас нам пришлось сделать шаг назад и вспомнить, как мы разрабатывали машины до этого, что было в прошлом году, а что – два года назад, когда выхлопные трубы располагались по бокам корпуса. Мы хотели убедиться, что путь, по которому мы шли до этого, был единственно верным».
По ходу тестов конфигурация машины не раз уточнялась – Ньюи активно экспериментировал, пытаясь компенсировать потерю прижимной силы, но добиться желаемого результата к началу сезона не удалось. Феттель был недоволен поведением RB8 в поворотах, ему пришлось скорректировать стиль пилотирования – о повторении прошлогоднего доминирования не было и речи.
Если в 2011-м многие гонки проходили по схожему сценарию – Феттель уверенно выигрывал поул, быстро создавал комфортный отрыв и мчался к победе, то в 2012-м столь явного преимущества в квалификации у него не было. В Мельбурне Себастьян квалифицировался только шестым – позади Марка Уэббера, но в гонке поднялся на подиум.
В Малайзии Феттель не смог заработать очков, в Китае финишировал только пятым – первый поул и первую победу в сезоне он смог завоевать только на четвёртом этапе в Бахрейне. Казалось, в Red Bull Racing готовы перехватить преимущество, но следующей победы пришлось ждать пять месяцев.
Борьба в 2012-м получилась невероятно плотной, любой фактор имел значение, и команда под руководством Кристиана Хорнера неплохо справлялась со своей работой. В Red Bull Racing учли ошибки прошлых лет, проблем с надёжностью у шасси не было, но без сходов не обошлось – по вине поставщиков.
В Валенсии Себастьян лидировал в гонке, когда мотор внезапно потерял мощность – отказал генератор, разработанный итальянской Magneti Marelli для двигателей Renault, причём поломки по ходу уик-энда произошли сразу на нескольких машинах. Генератор перегревался и выходил из строя, инженеры Renault вместе с сотрудниками Red Bull Racing провели расследование, но найти точную причину не удалось, и было решено использовать прошлую версию, пока разрабатывается новая.
К началу летнего перерыва Феттель занимал третью строчку в личном зачёте, уступая 42 очка Фернандо Алонсо и два очка напарнику по команде. Марк Уэббер начал сезон гораздо стабильнее, чем в 2011-м, и одержал уже две победы против одной у Себастьяна. Ситуация была почти равной, Марк почти не уступал и в квалификации.
В тот момент многие считали подход Ferrari более оптимальным – в Скудерии традиционно сделали ставку на одного пилота, а гонщики Red Bull Racing отнимали друг у друга очки. Алонсо считали фаворитом в личном зачёте, а Red Bull Racing – в Кубке конструкторов, казалось, ситуация достаточно стабильна, но после летнего перерыва всё изменилось.
Во время летней паузы Эдриану Ньюи и техническому штабу Red Bull удалось добиться серьёзного прогресса, Феттель почувствовал себя более комфортно – машина позволяла пилотировать так, как он привык, и концовка сезона прошла под его диктовку. В Спа он финишировал вторым, в Монце очков заработать не удалось – вновь из-за проблем с генератором, а потом Себастьян одержал четыре победы подряд, перехватил лидерство в чемпионате.
Для Уэббера финальная часть сезона прошла неудачно, в восьми Гран При он четыре раза не смог заработать очки и скоро выбыл из борьбы за титул. Число претендентов постепенно сокращалось, но разница между Алонсо и Феттелем была минимальной – любая неудача могла иметь значение.
На квалификации в Абу-Даби Феттель показал третье время, опередив Алонсо, но по команде мотористов был вынужден остановить машину на трассе – упало давление в топливной системе. Позже механикам не удалось откачать из бака определённое регламентом количество топлива для контрольной пробы, и стюарды исключили Феттеля из протокола сессии. Немец должен был стартовать последним, но команда забрала машину из закрытого парка, чтобы изменить настройки, так что лидер чемпионата мира начинал гонку с пит-лейн.
Феттеля часто критиковали за то, что он не слишком активен при обгоне, но в Абу-Даби он доказал обратное, дважды прорвавшись через пелотон и финишировав третьим.
В США Red Bull Racing досрочно завоевала Кубок конструкторов – третий год подряд, а в финале сезона в Бразилии Феттелю хватило и шестого места на финише, чтобы в третий раз подряд стать чемпионом мира.
Red Bull Racing считают фаворитами и в 2013-м, ведь регламент почти не изменится, но борьба наверняка вновь будет плотной. Расстановка сил может серьёзно измениться в 2014-м, с переходом на новые моторы, но команда Дитера Матешица подстраховалась ещё в прошлом году, подписав пятилетний контракт с Renault и получив статус привилегированного партнёра компании, фактически – полномасштабную заводскую поддержку.