Дебютировав в 2003-м в Формуле BMW, Себастьян Феттель выиграл пять гонок и стал вице-чемпионом серии, уступив лишь Максимилиану Гётцу. Именно в тот момент молодого немецкого гонщика заметил спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко. Он пригласил будущего чемпиона Формулы 1 в молодежную программу Red Bull, и Феттель перешел из Eifelland Racing в команду Петера Мюкке, который впоследствии вывел его в большой спорт. В интервью Motorsport Total Мюкке рассказал о становлении Себастьяна...
Петер Мюкке: «Когда мы познакомились, Себастьян гонялся в картинге и хотел попасть в Формулу BMW, он усиленно к этому готовился и временами отлично пилотировал. Через год он оказался в другой команде – Eifelland Racing, но был недоволен. Затем Феттель пришел к нам, и мы договорились о контракте. В то время он был совсем юный, но точно знал, чего хотел.
У Себастьяна и его окружения были совершенно конкретные планы, но, как я уже сказал, он был ещё совсем молод. В Формуле BMW играют роль особые факторы, команда должна стать семьёй для этих мальчиков, воспитывать, включать в работу. Феттель быстро понял, что дело не только в пилотировании, но и в умении подходить друг к другу.
Герхард Ноак, сопровождавший Феттеля еще в картинге, тоже принял участие в этом процессе. Вместе с Норбертом Феттелем они заложили основу его гоночной карьеры: купили Себастьяну карт, ездили с ним на трассы, но так не могло продолжаться вечно – нужно было создать новую основу. Он должен был оценивать больше данных, детально сравнивать свою работу с тем, что делают остальные гонщики – только это позволяло приобрести необходимые навыки. Когда он освоил всё это, я понял, что передо мной будущий чемпион.
Себастьян всегда старался максимально раскрыть свой потенциал и никогда не терял концентрацию. Например, иногда нам приходилось понервничать в квалификации. Резина, которая тогда использовалась, очень медленно прогревалась, чтобы получить преимущество, Себастьян проезжал 6-7 кругов в невысоком темпе. Соперники успевали занять первые строчки протокола, а результаты Феттеля оставляли желать лучшего. Иногда команда теряла терпение, ведь постоянно существовал риск появления красных флагов, но Себастьян принципиально проезжал два быстрых круга в самом конце сессии. В тот момент появлялась уверенность, что он закончит квалификацию на первом месте. Его хладнокровие и умение дожидаться оптимального момента были исключением из правил, но такой подход работал на 100%».
В 2005 году Феттель продолжил сотрудничество с Петером Мюкке, но уже в европейской Формуле 3. Тот год сложился для него не слишком удачно...
«Для меня это не в новинку – я постоянно с этим сталкиваюсь, - заявил Мюкке. – Я знаю, что происходит, когда гонщик переходит из Формулы BMW в Формулу 3, и понимаю, что ко всему надо подходить профессионально. Пилот получает другую машину, обладающую гораздо более высоким уровнем прижимной силы, её сложнее пилотировать. Мы меняем программу подготовки, и это было непростое время для Себастьяна. Он внезапно потерял логику происходящего и не смог сразу же обрести скорость. Его отец Норберт считал, причина в машине, но мы давно участвовали в чемпионате и понимали, что это не связано с техникой. Мы точно знали, что нужно сделать, чтобы Себастьян добился успеха, но понадобилось время - мы смогли бороться за лидерство только в конце сезона, но с тех пор всё шло успешно.
Ключевую роль в успехе сыграл бытовой фактор – отец должен был отойти от дел сына. Говорить сыну, что и когда он делает правильно или нет, должен был не Норберт, а гоночный инженер. Тогда Феттель-старший сказал: «Хорошо, я больше не буду заходить в боксы, а если и приеду на гонку, то буду смотреть со стороны». Этот подход соответствовал и философии Red Bull. Так Себастьян вышел на путь профессионального гонщика.
Параллельно с гонками Феттель должен был закончить школу, и мы допускали, что иногда он поздно приезжал на трассу или пропускал некоторые сессии. Это часть программы. Себастьян всегда старается добиться максимума и демонстрирует это во всём. В итоге, это тоже сработало – он сдал экзамены на отлично.
Бывает, что гонщик думает об экзаменах и вариантах продолжения карьеры. Мы работали с Себастьеном Буэми – у него всё было наоборот. Он хотел участвовать в гонках и забывал обо всём остальном, считая, что можно будет наверстать в будущем. В этом плане Феттель был скорее исключением из правил, но я считаю это совершенно правильным – всегда надо иметь запасной план и полагаться не только на поддержку Red Bull. Всегда может возникнуть необходимость сменить сферу деятельности».
В 2005 году победу в Макао одержал Лукас ди Грасси, опередив Роберта Кубицу и Себастьяна Феттеля. Каждый из них со временем дебютировал в Формуле 1, но Петер Мюкке считает, что ни один из них не мог сравниться с Феттелем...
«Я считал Себастьяна единственным, кто правильно подходил к делу, - заявил Мюкке. – Роберт Кубица выступал в нашей команде, но он был совершенно не похож на Феттеля. Затем мы работали с Буэми, а параллельно с ним в чемпионате выступал Нико Хюлкенберг, но не в нашей команде. Феттель и Буэми кардинально отличались. Первый - аналитик, очень профессионально подходящий к делу, а второй часто поступал необдуманно».
Себастьян Феттель известен особым чувством юмора, которое очень полюбилось команде. Петер Мюкке признался, что оно стало одним из факторов, из-за которых ему было нелегко расстаться с немецким гонщиком...
«С Себастьяном связано множество забавных историй! – продолжил он. – Феттель был очень популярен в команде, мы всегда смеялись над его шутками, хотя иногда они были глупыми. Например, он очень правдоподобно пародировал голоса разных людей – его легко можно было принять за кого-то другого. С ним было приятно работать!
Себастьян был очень дорог нам, поэтому прощание далось нелегко. Мне кажется, он испытывал такие же чувства. Тем не менее, хорошо, что всё так прошло, ведь когда-нибудь пришлось бы его отпустить. Это произошло после того, как он добился успеха в Формуле 3, и пришла пора сделать следующий шаг. Мы попрощались после финальной гонки сезона в Хоккенхайме. Я пришел из боксов в моторхоум – Себастьян уже был там, мы знали, что наша работа подошла к концу. Я поблагодарил его и пожелал успехов в будущем.
Мы постоянно поддерживаем контакт – я отправил ему SMS, когда он выиграл третий титул, и он всегда что-нибудь отвечает на эти сообщения. Мы с его тогдашним инженером не забыли, как он поблагодарил нас в официальном телевизионном интервью, одержав первую победу в Гран При Италии. Это очень трогательно, ведь немногие так поступают. В большинстве случаев, с уходом гонщиков отношения заканчиваются, и я не могу этого понять. Молодежные серии – это только первая ступень, о которой мало думают. Но то, что он поблагодарил в тот момент, когда впервые добился успеха в Формуле 1, произвело на нас неизгладимое впечатление. Мы были приятно удивлены».