Виталий Петров лишился места в команде Caterham и не выйдет на старт первого этапа нового чемпионата в Мельбурне. Менеджер пилота Оксана Косаченко приехала в Барселону на заключительную серию тестов Формулы 1 и комментировала ситуацию для F1News.Ru...
Оксана Косаченко: "Увы, найти то количество средств, которое было необходимо для подписания контракта, не удалось. Сейчас в Формуле 1 переходный сезон перед сменой технического регламента. Все команды пристреливаются к тому, что хотят увидеть в 2014-м. Я уважаю решение Тони Фернандеса взять двух молодых гонщиков. Тем более, они смогли привлечь серьезное финансирование.
Хотим мы этого или нет, но Формула 1 меняется. И деньги начинают играть гораздо большую роль. Надо признать, что в современной Формуле 1 вес твоего кошелька значит больше, чем вес твоего таланта.
Когда мы пришли сюда три года назад, разговор о спонсорстве в России шел на другом уровне. Если вы помните, в тот момент исключительно поддержка премьер-министра Путина помогла подписать контракт с хорошей командой. Премьер тогда фактически уполномочил крупнейшие компании поддержать русского пилота в Формуле 1.
Этот проект, в целом, шел, что называется, "на новенького". Это была свежая спортивная волна, создавшая определенный интерес и в бизнес-сообществе, и в средствах массовой информации, и у болельщиков. Уже через год [после дебюта Виталия] мы сами заметили снижение интереса, поэтому в 2011 году найти денег было сложнее, чем в 2010-м.
В то же время Формула 1 продолжает повышать ставки. Здесь всегда превалирует финансовый интерес. И это понятно: развитие машины - это деньги, вложение средств. Чем больше команда вкладывает, тем быстрее получает желаемый эффект. Это и предопределило такое положение вещей, в особенности в командах второй части пелотона. Для них определяющим моментом все-таки является финансовая составляющая. То есть решение о подписании контракта фактически принимается с оглядкой на то, что стоит за гонщиком. При этом нельзя говорить, что Caterham взяла бездарных пилотов, просто с безумными деньгами. Человек, который способен управлять машиной Формулы 1, уже чего-то достиг.
Что касается в целом потери российского присутствия в Формуле 1… Мы уже и в прошлом году видели, что и команда - я говорю о Marussia - все меньше становилась российской. И россиян в команде практически не осталось, и Николай Фоменко перестал ездить на гонки. Российскими оставались фактически только владельцы и лицензия. В этом году не будет в Формуле 1 и Виталия.
Давайте посмотрим, сможет ли Формула 1 в России обойтись без российского пилота. Отсутствие Виталия - отличный способ это проверить. Насколько востребован российский пилот у бизнеса, аудитории? Тем более в преддверии предстоящего Гран При России в 2014 году. Я еще раз повторю то, что много раз говорила: Формула 1 по большей части это бизнес, а не спорт. Если бизнеса не получилось, нельзя говорить и о спортивной составляющей.
Думаю, что в обратную сторону повернуть ситуацию можно будет только в том случае, если мы действительно получим уникального спортсмена, чемпиона мира. На это сложно рассчитывать. Во-первых, потому что пока у нас нет базы для подготовки гонщиков. Вы прекрасно знаете тот путь, который прошел Виталий: он начинал карьеру в Кубке Лада уже в зрелом возрасте. То, что он вообще оказался в Формуле 1, - это большое достижение.
Свои страницы в историю он уже вписал. Посмотрите, какая пошла волна: огромное количество ребят из России поехали в Европу гоняться. Причем не просто "за папины деньги". На том уровне, где выступают сейчас россияне, в Формуле 3, в GP3, в Мировой серии Renault, они пользуются поддержкой национальных корпораций. А раз компании начинают вкладывать - пусть сравнительно не очень большие деньги - в поддержку пилотов, выступающих в "средних" формулах, значит, осталось сделать всего шаг, чтобы мы получили и поддержку глобального спорта, уровня чемпионата мира.
У меня есть надежда, что Гран При России в 2014 году поможет этому. Станет своего рода вторым двигателем в этом процессе. Тогда все сложится. Тогда следующему поколению пилотов будет уже проще. Когда будет понимание, что это за спорт, и что он дает бизнесу. Если не сложится… Давайте просто радоваться тому, что на протяжении трех лет у нас был пилот в Формуле 1. И в общем хороший пилот. Но бизнес - это бизнес.
Есть ли у него шанс вернуться? Я не люблю делать прогнозы. Я бы, наверное, отложила ответ на этот вопрос где-нибудь до мая, когда Формула 1 вернется в Европу. Чтобы понять на самом деле: нуждается ли Россия в Формуле 1? Сейчас мы этого пока не понимаем. Сейчас идут тесты, межсезонье. Большая нервотрепка была связана с тем, что мы очень долго ждали окончательного решения команды. Сейчас, для начала, должны улечься страсти. Когда начнется сезон, когда мы вернемся в Европу, станет чуть понятнее - здесь, в паддоке - кому-то это нужно или нет. И нужно ли это российскому бизнесу.
Я могу чисто по-человечески понять Виталия. Он старался. Но, по не зависящим от него причинам, ситуация стала складываться таким образом, что интерес к этому проекту у бизнеса остыл. Его особенно и не было. Мы его каким-то образом подогревали. Но ровно столько же его и остужали с другой стороны. Я думаю, что если уж говорить о процентах, то сейчас шансы на его возвращение - 50 на 50…"