Британский комментатор и эксперт Джеймс Аллен рассуждает о возможной тактике команд в Шанхае и факторах, способных оказать влияние на ход уик-энда…
Первые два Гран При сезона оказались достаточно драматичными, и в дни Гран При Китая – а в этом году он пройдет уже в 10-й раз – нам предстоит увидеть очередной раунд сражения за победу в чемпионате, исход которого пока предсказать невозможно. И вновь очень многое будет зависеть от правильного выбора тактики.
В Малайзии было жарко, и наблюдалась интенсивная деградация резины, но в Китае условия обещают быть менее экстремальными. Если на Сепанге необходимо было беречь заднюю резину, то в Шанхае в квалификации очень важно будет прогреть передние шины до оптимальной температуры, а затем следить за их износом в ходе гонки.
Первый сектор круга представляет собой серию медленных поворотов. Первый из них – длинный, 270-градусный, постепенно сужающийся. Второй сектор шанхайской трассы состоит преимущественно из среднескоростных и быстрых поворотов, таких, как 7-й и 8-й, а также пары медленных левых поворотов. После чего следует длинный 3-й сектор с тремя узкими поворотами и одним из самых длинных прямых отрезков во всем календаре чемпионата.
По сравнению с первыми двумя гонками сезона, температуры в Шанхае ожидаются примерно на уровне мельбурнских, тогда как трасса по степени влияния на износ резины находится где-то между Альберт-парком и Сепангом.
Характеристики трассы
Shanghai International Circuit: 5,45 км. Дистанция гонки: 56 кругов = 305 км; 16 поворотов, комбинация медленных, среднескоростных и быстрых.
Аэродинамика настраивается на среднюю/высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 322 км/час с активированной системой DRS и 310 км/час – без нее.
На полном газу гонщики проходят 55% круга, в режиме торможения – 14%. 8 зон торможения, износ тормозов – средний. Для прохождения дистанции требуется 148 кг топлива. Потеря времени на пит-стопе – 17,5 секунды, полное время пит-стопа – 21 секунда. Ограничение скорости на пит-лейн - 100 км/ч.
Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0,34 секунды на круге. Расход топлива: 2,55 кг на один круг.
Расстановка сил
Первые две гонки сезона показали, что борьбу за призовые места ведут несколько команд: на подиуме уже побывали гонщики Lotus, Mercedes, Ferrari и Red Bull. Lotus победила в Австралии, Red Bull – в Малайзии. Но Mercedes была конкурентоспособна на обеих трассах и на Сепанге могла претендовать на победу, если бы не некоторые сложности на пит-стопах и тактические просчеты. Именно гонщику Mercedes Нико Росбергу досталась победа в Шанхае год назад.
Фернандо Алонсо занял 2-е место в Австралии, однако в Малайзии сошел с дистанции вскоре после старта. В McLaren продолжают решать проблемы с машиной, связанные с аэродинамикой и дорожным просветом, и на это, возможно, уйдет какое-то время.
Если говорить о достижениях гонщиков на китайской трассе, то Льюис Хэмилтон – единственный, кому здесь удавалось побеждать дважды. Но еще пятеро поднимались на верхнюю ступень подиума по одному разу: Росберг, Алонсо, Кими Райкконен, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель.
Прогноз погоды
В Шанхае часто стоит облачная прохладная погода, и дожди здесь – обычное дело. В 2010-м гонка проходила на мокрой трассе, как и в 2009-м. Гонка стартует в 15 часов по местному времени. Температуры ожидаются на уровне 18-20 градусов.
Шины и другие факторы
Pirelli привезет в Шанхай шины Soft и Medium. Такой же выбор резины был и в прошлом сезоне, однако шины образца 2013-го года отличаются и по составу, и по конструкции: они требуют более бережного обращения.
Разница между составами должна быть на уровне 0,5 секунды на круге: более мягкая резина позволит ехать быстрее, но шины Medium более устойчивы к износу. Однако мы видели, что в разных командах ситуации могут складываться по-разному: у кого-то сложностей будет больше, у кого-то – меньше.
Впервые в этом году мы увидим, как в ходе гонки поведут себя мягкие шины. Резина Medium использовалась в обеих гонках, и в Мельбурне, где, как и в Шанхае, погода прохладнее, она выдерживала до 30 кругов. В Шанхае больше скоростных поворотов, чем в Мельбурне, хотя не так много, как на Сепанге, и в условиях более низких температур это означает, что шины должны изнашиваться сильнее, чем обычно.
В Шанхае сдерживающим фактором будут передние шины, в отличие от Малайзии, где главным источником волнений были шины задние. Максимальная нагрузка придется на переднее левое колесо, поскольку на трассе есть два длинных правых поворота.
Число и возможное время пит-стопов
В прошлом году победитель гонки проехал дистанцию с двумя пит-стопами и смог на комплекте прикатанных шин Soft, использовавшихся в квалификации, продержаться на трассе до 13-го круга: это давало возможность ограничиться двумя визитами в боксы. Росберг тогда проехал два довольно длинных отрезка на резине Medium, поделив остаток дистанции примерно на две равные части: 21 круг и 22 круга.
Прогнозы накануне старта говорили, что два пит-стопа дают преимущество до 7 секунд по сравнению с тактикой трех пит-стопов, однако был риск, что гонщику, избравшему такую схему, придется осторожничать на последних пяти кругах, поскольку шины будут сильно изношены. Ключевой момент состоял в следующем: надо было избежать необходимости перед финишем проехать слишком много кругов на изношенной резине. В прошлом году такую ошибку допустил Кими Райкконен, потерявший немало позиций на последних кругах.
В этом году, похоже, гонщикам придется запланировать еще один, третий пит-стоп, так что в Китае нас ждет интересный Гран При. Преимущество вновь может оказаться на стороне гонщиков Lotus и Force India, которые, такое впечатление, в состоянии проехать дистанцию, совершив на один пит-стоп меньше, чем соперники.
Вероятность появления автомобиля безопасности
Вероятность появления автомобиля безопасности в Шанхае относительно велика, на уровне 43%. В 2005-м и 2010-м по ходу гонок сейфти-кар выезжал дважды.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com