Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Канаде

Старт Гран При Канады 2012 года

Гонка в Монреале традиционно одна из самых интересных с точки зрения тактики. Там очень высока вероятность появления автомобиля безопасности, поверхность асфальта обеспечивает довольно низкий уровень сцепления с трассой, и нет проблем с обгонами. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о том, какую тактику могут применять команды в предстоящем Гран При Канады.

Эта гонка всегда проходит увлекательно и непредсказуемо. Льюис Хэмилтон, выступая за McLaren, побеждал в Монреале уже трижды: сможет ли он на этот раз одолеть Нико Росберга, своего напарника по команде Mercedes, выигравшего недавний Гран При Монако?

В Монреале квалификация не столь важна, поскольку обгонять на этой трассе довольно легко, что сказывается на выборе тактики, часто заставляя команды ориентироваться на большее число пит-стопов, чем обычно. Канадская трасса состоит из нескольких прямых отрезков, соединенных шиканами и одной шпилькой. Скоростных поворотов там нет. Очень важно добиться хорошего уровня сцепления ведущих колес с трассой при разгонах на выходе из медленных поворотов; кроме того, машине нужна высокая максимальная скорость на прямых и умение справляться с поребриками.

Автодром имени Жиля Вильнева – не вполне обычная трасса, поскольку ее основу составляют дороги общего пользования, проложенные на территории острова Нотр-Дам, и гонки там проходят лишь два раза в году. В начале уик-энда асфальт очень грязный, но состояние покрытия заметно улучшается с каждым днем, хотя уровень сцепления остается низким. Так что стратегам команд приходится гадать, как поведут себя шины в ходе гонки, учитывая постоянно обновляющуюся информацию.

Характеристики трассы

Монреаль: 4,36 км. Дистанция гонки: 70 кругов = 305 км; всего 12 поворотов; трасса состоит из прямых отрезков, шикан и одной шпильки.

Аэродинамика настраивается на среднюю прижимную силу. Максимальная скорость – 326 км/час с активированной системой DRS и 316 км/час – без нее.

На полном газу гонщики проходят 60% круга (очень много): на главной прямой акселератор выжат до отказа в течение 15 секунд. 17% времени прохождения круга тратится на торможения (очень много); 13 зон торможения, износ тормозов – очень высокий.


Для прохождения дистанции требуется 142 кг топлива (показатель средний, ближе к высокому); на одном круге машина расходует 2,0 кг топлива. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере в среднем 0,28 секунды на круге, что очень мало. Потеря времени на пит-стопе – 11,2 секунды (очень мало). Общее время, которое тратится на пит-стоп – 15,2 секунды.

Расстановка сил

В последние три года команда McLaren побеждала в Канаде трижды и, по идее, должна выступить на этой трассе лучше, чем на предыдущих этапах чемпионата, поскольку прилагает максимум усилий, чтобы отыграться за неудачное начало сезона.

Ferrari традиционно уверенно выступает в Монреале, но гонщикам этой команды не удавалось побеждать там с 2004 года. В Монако Скудерия столкнулась с проблемой сцепления ведущих колес с асфальтом при разгонах после медленных поворотов, а на канадской трассе это очень важно. Кроме того, с резиной SuperSoft машина F138 работает не так хорошо, как с другими составами.

Исторически Red Bull Racing не удавалось добиваться на этом кольце ярких результатов, поскольку в Монреале прижимная сила – не главное. В прошлом году Себастьян Феттель стартовал с поула, но финишировал только четвертым. Он ни разу не выигрывал в Канаде, но в этом сезоне вновь выступает очень неплохо и в первых шести гонках занимал места не ниже 4-го.

Если говорить о гонщиках, то королем монреальской трассы можно считать Льюиса Хэмилтона, который трижды добивался там победы. На счету Дженсона Баттона, Фернандо Алонсо и Кими Райкконена по одному выигранному Гран При Канады.

Прогноз погоды

Монреаль расположен на побережье, поэтому погода по ходу гонки может быть любая: может быть жарко и влажно, но иногда бывает холодно, ветрено и сыро. Такие перепады очень заметно сказываются на работе шин. На прошлой неделе в Монреале в один день было 15 градусов, а на следующий – уже 28. В общем, температурные контрасты в Канаде могут быть весьма заметные.

Шины и другие факторы

Pirelli привозит в Монреаль шины Medium (белая маркировка) и SuperSoft (красная маркировка). Но в прошлом году в Гран При Канады использовались те же составы, что и в Монако – Soft и SuperSoft.

Итальянские шинники отказались от первоначального плана опробовать в условиях гонки в Монреале новые задние шины, которые отличаются иной конструкцией каркаса. Вместо этого команды получат по два дополнительных комплекта экспериментальной резины исключительно для испытаний на пятничных тренировках.

Поверхность асфальта – гладкая, а отсутствие затяжных поворотов означает, что шины испытывают относительно невысокие нагрузки. Чтобы продлить ресурс шин, очень важно снизить пробуксовку задних колес, которая возникает, когда гонщик разгоняется на выходе из медленных поворотов. Это тонкий момент, поскольку, как ни странно, но в случае с резиной Pirelli гонщикам сложнее почувствовать начало пробуксовки, а трэкшн-контроль в Формуле 1 запрещен.

Разница в скорости между двумя составами, вероятно, превысит секунду на круге. Если в дни уик-энда будет жарко, это заставит команды чаще проводить пит-стопы.

Число и вероятное время пит-стопов

Успешная тактика в Монреале всегда заключалась в том, чтобы проехать дистанцию с максимально возможной скоростью и быть готовым проявить гибкость в случае, если на трассе появится автомобиль безопасности.

В прошлом году Red Bull Racing и Ferrari проиграли McLaren, поскольку пытались преодолеть дистанцию с одним пит-стопом, тогда как Хэмилтон избрал более агрессивную тактику двух пит-стопов и победил. На этой трассе легко обгонять, и позиция по ходу гонки не столь критична, как на многих других автодромах. В любом случае, нужно получше провести квалификацию, постараться проехать гонку максимально быстро, а уже ближе к финишу станет понятно, чего удалось добиться, поскольку обгоны здесь – не проблема.

Важно проехать максимально возможную часть дистанции по свободной трассе, и какие-то команды, вероятно, постараются этим воспользоваться. Если кому-то не удастся провести квалификацию настолько хорошо, как хотелось бы, то может быть применена агрессивная тактика отложенного пит-стопа, чтобы гонщик подольше оставался на свободной трассе. Пит-лейн в Монреале короткий, пит-стопы проходят очень быстро, примерно за 18,7 секунды. Из-за этого стратеги команд могут рассмотреть тактические схемы с большим, чем у соперников, числом пит-стопов.

Исторически такой подход срабатывал лучше, чем вариант с единственной остановкой в боксах: хотя после второго пит-стопа такая машина оказывалась позади той, что побывала в боксах лишь один раз, но скорость последней ближе к финишу падала из-за предельного износа резины, и обогнать ее не составляло особого труда. С другой стороны, появление автомобиля безопасности на руку тем, кто едет с одним пит-стопом, поэтому в Монреале многое зависит от удачи.

Вероятность появления автомобиля безопасности

Шансы появления автомобиля безопасности в Монреале очень высоки – порядка 67%. В семи из 11 последних Гран При Канады мы видели сейфти-кар. Дело в том, что трасса зажата между отбойниками, на ней есть несколько слепых поворотов, поэтому аварии происходят довольно часто, а маршалам, которые наводят порядок после происшествий, приходится работать в весьма опасных условиях.

Старт

Разгон до первого поворота в Монреале довольно короткий, поэтому на старте довольно часто происходят аварии. Однако можно заметить, что первый поворот на этой трассе можно проехать по нескольким траекториям и отыграть какие-то позиции. Например, в 2010-м под конец первого круга только первая четверка гонщиков ехала на тех же позициях, с которых стартовала, а остальной пелотон уже успел перемешаться.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё