Официальный сайт чемпионата продолжает рубрику «Дневник дебютанта». В ней каждый из пяти новичков 2013 года рассказывает о своем первом сезоне в Формуле 1. На этот раз Гидо ван дер Гарде рассказал об итогах первых семи Гран При и вспомнил о самых ярких моментах на этом пути.
Гидо ван дер Гарде: «Я провёл семь гонок в дебютном сезоне, за это время произошло всё, о чём я только мог подумать, и даже намного больше! Должен сказать, мне нравятся эти подъёмы и спады. На неудачах я учусь, от успехов получаю удовольствие, было несколько моментов, которые останутся со мной навсегда. Старт моего самого первого Гран При, выход во вторую часть квалификации в Монако, сражение с Баттоном в Испании - это я буду помнить всю жизнь, и я знаю, что к ним прибавятся и другие интересные события.
Очень здорово и то, что команда мне, как новичку, очень помогает. Когда о моём контракте было объявлено, мы говорили, что потребуется какое-то время, чтобы найти свой истинный темп, и вся команда очень поддерживает меня, помогая освоиться как в машине, так и вне её. Результат квалификации в Монако показывает, чего я могу добиться с хорошей машиной, и с каждым кругом у меня только прибавляется уверенность в том, что мы сможем вновь продемонстрировать такую форму.
Эта квалификационная сессия (в Монако) была одной из тех, в которой всё получилось. После начала квалификации я выехал раньше всех и знал, что если смогу избежать ошибок, то получу преимущество. Думаю, мы оказались одними из первых, кто перешёл на новую промежуточную резину, а затем на последнем круге всё сложилось, как надо, и я оказался во второй части квалификации. Для меня всё прошло очень спокойно, но даже из кокпита я мог ощутить, как много это значит для команды, а в наших боксах вдруг оказалось множество телекамер - большинство были направлены на Тони Фернандеса!
Во второй части квалификации мы немного подождали, а потом у меня состоялся разговор с моим инженером. Мы выехали на промежуточных шинах на один круг, после чего я предложил сразу перейти на слики. Был момент, когда я думал, что на пит-уолл скажут: "А не слишком ли рано?" Но они доверяли мне, я заехал в боксы за сликами, и всё происходящее превратилось в одну из самых захвытывающих квалификационных сессий в моей карьере!
Какое-то время я даже был в десятке лучших, и, думаю, многим командам пришлось изменить свою стратегию, так как они не ожидали, что гонщик Caterham сможет претендовать на выход в финал. В итоге я оказался 15-м, и это один из лучших результатов в истории команды. Очень жаль, что этот прогресс не удалось развить в гонке, но это - тоже один из уроков для меня, как новичка.
Что касается темпа, то мы понимали, какой будет скорость машины в первых гонках сезона, это не стало для нас неожиданностью. Мы знали и о новинках, которые появятся в Испании - там мы сделали шаг вперёд, и хотя пока не добились максимума, но, я уверен, в будущем это произойдёт.
Если говорить о моём переходе в Формулу 1, то я бы не сказал, что всем доволен, поскольку и от себя, и от машины я могу добиться большего, но я рад тому, как адаптируюсь к чемпионату. Думаю, если бы я не работал с Caterham в прошлом сезоне, всё оказалось бы намного сложнее, но в 2012 году я провёл достаточно времени с командой во время Гран При и на базе, имел представление о происходящем, что упростило мой переход в Формулу 1.
Конечно, вы постоянно учитесь, постоянно пытаетесь найти возможности для прогресса. Особенно в Формуле 1, где в тот момент, когда вам начинает казаться, что вы что-то поняли, всегда возникает нечто новое. Но именно ежедневное решение новых задач делает вас тем, кто вы есть, и я считаю, что неплохо справляюсь. Когда я состарюсь, уйду на пенсию и буду рассказывать внукам о том, как был гонщиком Формулы 1, вот тогда, я надеюсь, я всё буду понимать...
Я многому научился у Шарля Пика. Прежде мы выступали вместе, в GP2, я хорошо знал его до начала сезона и в итоге мы неплохо сработались. Мы делимся всей информацией и на трассе, и на базе, открыто обсуждаем любые вопросы, без каких-либо проблем, так что всё отлично.
Что касается Хейкки Ковалайнена, то здорово, когда рядом есть человек с таким опытом, способный помочь команде. Его знания о прошлогодней машине и шинах помогают нам сбалансировать машину 2013 года. Но играет ли он роль советчика по всем вопросам? Нет.
Между гонками я отдыхаю так же, как и другие пилоты - провожу время с семьёй и друзьями, которых порой долго не вижу из-за плотного календаря и постоянных поездок. Мне нравится тренироваться, мой физиотерапевт Карлос регулярно придумывает новые упражнения, так что заниматься всегда интересно. К примеру, в Австралии мы ходили на вёслах, - это было круто, правда, только до того момента, когда мы не увидели кучу медуз в море вокруг нас... Я не знаю, хотел ли Карлос сделать так, чтобы я начал грести быстрее, но это сработало!
При серьёзной работе важно уметь расслабляться, у меня нет с этим проблем. Я обычно довольно непринуждён... Ну, не непринуждён, а скорее не слишком беспокоюсь по пустякам и концентрируюсь на главном. Люди, которые меня хорошо знают, скажут вам, что я позитивный человек и стремлюсь распространять вокруг себя положительную энергию. Я считаю, что если вы доброжелательны по отношению к окружающим, то этот позитив вернётся, что обычно и происходит. Конечно, порой не всё идёт по плану, но полосу неудач гораздо лучше преодолевать с позитивным настроем, чем злиться.
К слову о позитиве, для меня очень важен Гран При Бельгии - фактически, это моя домашняя гонка, там много голландских болельщиков. Думаю, это будет отличный уик-энд, хотя проехать в Спа за рулём Формулы 1 будет очень круто. Кроме того, я с нетерпением жду гонки в Сингапуре - в прошлом году я победил там в GP2, и хотя в этом году наша цель не столь высока, выступать там ночью - это удивительный гоночный опыт. В Сузуке будет тоже интересно - я с нетерпением жду возможности проехать там по-настоящему быстрый круг. А затем нас ждёт Остин - учитывая наших американских партнёров, это ещё одна важная гонка для нашей команды.
План на оставшуюся часть сезона для меня довольно прост: учиться, расти и использовать любые возможности. Квалификация в Монако показала, чего мы можем добиться, если у нас есть хороший план и возможность рисковать. Я хочу, чтобы и я, и вся команда по ходу этого сезона вновь почувствовала позитивные эмоции.
Это ощущение - лучшее, что может испытать гонщик Формулы 1. Гламур для меня ничего не значит - не сомневаюсь, что когда я буду стар, здорово будет иметь все эти фотографии и фильмы для того, чтобы оглянуться назад, но до сих пор самый приятный момент для меня - это когда я стоял на стартовой решётке в Австралии в ожидании старта. Тогда я знал, что вся та тяжёлая работа, всё то время, что мы потратили, чтобы попасть в Формулу 1, всё имело смысл. Жертвы, пот, усилия всех тех, кто помог мне добраться до этого момента - в Мельбурне всё это окупилось».