Британский журналист Уилл Бакстон считает, что ситуация с шинами Pirelli, сложившаяся после Гран При Великобритании, еще сложнее, чем кажется на первый взгляд…
Уилл Бакстон: «К 2013 году Pirelli попросили разработать менее износоустойчивые шины. Компания, соответственно, выполнила эту задачу. Не всем понравилась новая резина, особенно обиделась команда Red Bull Racing, которой в начале сезона пришлось менять свой подход к гонкам.
Можно посмотреть на ситуацию под интересным углом. Некоторые команды конструировали свои машины с учетом особенностей этих шин и информации, полученной при испытаниях опытных образцов резины, проводившихся в конце прошлого сезона. В этот лагерь, прежде всего, входят Lotus и Force India. Многие другие команды, которые при разработке машин, как обычно, опирались только на технический регламент, сделали неприятное открытие: оказалось, что шины не выдерживают требуемых нагрузок, связанных с механическим сцеплением с трассой.
Сами виноваты! – скажете вы. Безусловно, именно этой точки зрения придерживаются в Force India, Lotus и Ferrari, отказываясь идти навстречу пожеланиям соперников, которым хотелось, чтобы в середине сезона в конструкцию шин были внесены изменения.
Разумеется, когда заговорили о необходимости таких изменений, приводился столь веский аргумент, как забота о безопасности. При этом любопытно, что сама по себе резина, похоже, вполне безопасна. В Сильверстоуне мы видели, что от каркаса отделялась беговая дорожка, но сам каркас оставался целым (вероятно, автор ошибся, поскольку такую картину мы наблюдали в Бахрейне). Во всем обвинили стальной корд. Использование стального корда вместо кевларового удешевляет производство шины, увеличивает ее вес, но при этом улучшает прогрев. Это повлияло на параметры температурной деградации, но также Pirelli пришлось вносить коррективы в технологию производства резины и применять иные адгезионные материалы для скрепления каркаса и беговой дорожки.
После этого мы были свидетелями проблем, происшедших в Сильверстоуне, где шины просто взрывались. Можно спорить, но не исключено, что это было как-то связано именно с изменениями технологии. Pirelli в качестве одной из причин назвали зеркальную установку шин, более низкое давление в них, не соответствовавшее рекомендованному, и предельные углы развала. Кроме того, отчасти были виноваты поребрики.
Любопытная складывается ситуация: теперь в Венгрии командам придется иметь дело с изменениями, которые были предложены еще после Испании, но не получили поддержки. Сейчас у команд, которые сопротивлялись этому, нет выбора – не только потому, что теперь они согласны на перемены, но и потому что посередине сезона поменялись правила, и Pirelli получила возможность дорабатывать шины из соображений безопасности без единогласной поддержки.
Соображения безопасности – тоже интересный аргумент. В Pirelli настаивают, что их шины безопасны, если в работе с ними придерживаться рекомендованных параметров, но, тем не менее, в Германии будет использоваться переходная версия резины (задние шины с кевларовым кордом), а в Венгрии команды получат совершенно новые шины (каркас 2012 года в сочетании с составами 2013 года).
Также интересно, что команды будут испытывать эти новые шины на молодежных тестах в Сильверстоуне, на которые будут допущены все, кроме Mercedes. Если уж говорить о безопасности, то надо поставить вопрос так: насколько будет безопасно для Mercedes ездить в Венгрии на шинах, которые они не тестировали?..
Но интереснее всего роль, которую в этой ситуации играет президент FIA Жан Тодт. Молчаливый президент, который обычно обращает не так уж много внимания на Формулу 1, наконец, подал голос. И звучит он очень громко. Но почему именно сейчас? Возможно, ему следовало заняться этой проблемой раньше?
Есть две версии.
Первая – пессимистическая. Тодт всегда поддерживал Michelin и не собирается упрощать жизнь Pirelli. Смехотворный регламент на тесты, отсутствие у Pirelli доступа к машинам этого года для полноценной доработки шин и полное отсутствие поддержки со стороны FIA. И вдруг на этой неделе, когда в Pirelli заговорили о том, что их шины безопасны, федерация в одностороннем порядке вносит коррективы в правила проведения тестов, причем, из соображений безопасности. Не значит ли это, что FIA и ее президент открыто дают понять поставщику резины для Формулы 1, что не верят утверждениям о безопасности его продукции?
Более того, разумно ли в такой спешке внедрять новые шины? Не проще ли, если FIA будет контролировать соблюдение параметров эксплуатации шин, раз в Pirelli утверждают, что их резина безопасна?..
Во второй версии политики еще больше. Жан Тодт всегда говорил, что не намерен занимать пост президента FIA больше одного срока. Выборы нового президента пройдут уже в этом году, но эта тема как-то пока не обсуждается. Команды Формулы 1 давно требовали от FIA большей свободы действий, настаивая на ограничении контроля со стороны федерации. Они хотят сами писать правила спорта, чтобы FIA их только утверждала.
Возможно, молчание Тодта в последние годы дало возможность командам действовать именно так. Но причиной всей этой суеты вокруг шин стала именно неспособность команд договориться, поскольку они исходят из своих частных интересов и не в состоянии действовать сообща во имя интересов спорта в целом. Вероятно, Тодт решил вновь взять власть в свои руки. У команд был шанс, но они его упустили.
Все более вероятным сценарием представляется его выдвижение на следующий срок: возможно, на наших глазах президент FIA становится сильнее? В Формулу 1 возвращается политика?
В любом случае, ситуация с Pirelli выходит далеко за рамки проблем с шинами. Ее результатом могут стать перевыборы президента федерации. Возможно, это, в конечном итоге, пойдет на пользу спорту».